Воронежская область, день 2: монастырь в Костомарово, меловой карьер

Дети дали поспать, хотя солнышко и припекало сквозь палатку: тени накануне мы так и не нашли. Немного мультиков, чтобы мать пришла в себя, затем вываливаемся в траву. На завтрак мои дети доели макароны и бананы, а Клим спросони не способен воспринимать пищу, так что просто собрались и двинулись по полям в сторону Костомарово.

Это утро выдалось каким-то особенно живописным: то подсолнухи, то кукуруза, то трактора, то сено, то коровы. Мы все останавливались фотографировать (городские дети, трактор фотографируют и кукурузу), только быстро устали выходить и просто снимали из окна :)

Предупреждаю: фоток очень много. Не смогла выбрать меньше.

Стоит ли говорить, что пока ехали, Григорий отоспал свой первый дневной сон. Лиса же с Климом нарисовали по карте и заказывали по очереди повороты: правый или левый. Мы по заказу и поворачивали (умалчивая о тех моментах, когда по карте требовалось повернуть в отличную от заказанной сторону – по полям повороты не крутые, детям не заметно). Кукуруза Лисице понравилась, а Григорий не одобрил. У нас же с Леной вызвала несколько неуместные ассоциации.

Карты:

Приборная панель обрастала предметами быта: детские рисунки, туалетная бумага, сушащиеся трусы…

Костомарово

И вот едешь ты по полям и холмам, и вдруг надпись: МОНАСТЫРЬ. Хорошо. Мы, собственно, просто ехали на Костомарово, ибо понятия не имели, где находится костомаровский монастырь, но двух тут явно быть не должно. Так что сворачиваем. И сразу понимаем, что приехали «туда». А если и не «туда», то тогда нам «туда» и не надо. Ибо холмы и камни тут прекрасны.

Здесь такие же «дивы», что и в Дивногорье, и внутри – пещеры, кельи или как это еще назвать. И есть центральный храм, с колокольней между двух «див». Лазишь себе по холму (вернее, по дорожкам) от одной часовне к другой, опять нюхаешь траву, а на верху еще церквушка белая и крест деревянный, в щели которого все записки суют. В общем, в организации храмов я ничего не смыслю, но все это так красиво в белом камне, на холме, да под синим небом, чтоКостомарово – must see. На горе Шатрище мы с Ленкой озвучили мысль, что нужно готовиться к тому, что за эту поездку ничего более впечатляющего не будет. Но Костомарово не разочаровало. Полазили мы вдоволь, на парковке еще меда купили у местной бабки.

Второй пункт программы на сегодня – еще один меловой карьер. «Достаточно обширный меловой карьер с высотой стенок около 30 метров. Ближняя к въезду территория активно разрабатывается, а западная чаша фактически заброшена и используется как место свалки отходов». Никакой свалки мы не нашли, а обширность оценили, но сначала о дороге.

Села хороши, аутентичны и, увы, подразрушены.

Ехали опять «наобум». Потому что никак не могли понять, как переводить указанные на сайте координаты в те, что поймет наш навигатор. Сделали довольно внушительный крюк по полю с подсолнухами, которые исступленно стучали нам по капоту. Переехали пару довольно сомнительных на вид мостиков. И нашли речушку, где купалось множество местных. Все. Дети голодны, едим.

Искупали себя и старших. Сварили еды. Покормили детей. Григорий же с момента приезда залип на мостике. Он кидал в воду камушки, громко смеялся, когда с мостика в речку прыгали дети, совал палки в дырки между досок. В общем, оттащить его оттуда не представлялось реальным. Я пару раз уносила его в песок или в воду, через 5 минут он оказывался на боевом посту. Первые минут 10 было нервно, но постепенно я поняла, что в воду он не прыгнет. Более того, в итоге перестала подходить даже в те моменты, когда по мостику проезжали машины. В силу устройства мостика ехать по нему можно только ооооочень медленно. Так что никого не собьешь. Под колеса Григорий прыгать не любит. В воду падать он тоже не желал. Так что просто отходил к краю и стоял в ожидании. Осторожность в 2 года – очень уместное качество. Правда, местные тетки по началу истошно вопили. что он непременно сломает ногу, упав в дырку между досок моста… Местные тетки — они такие местные тетки…

Пока мы мыли посуду, а Григорий занимался своим мостиком, старшие нашли источник грязи. И перемазались, как черти. Речка очень помогла в приведении детей в божеский вид.

С места нашего обедо-ужина было хорошо видно искомый карьер – длинная белая полоса вдалеке за полями и железной дорогой. Местные мужики уверили нас, что карьер разрабатывается и мы к нему никак не проедем. И все допытывались, куда в итоге мы хотим попасть, но то что прокол под железной дорогой в этом месте существует подтвердили. Хотя донести, что две девки с детьми на машине с московскими номерами сюда забрались, чтобы посмотреть на меловой карьер, нам так и не удалось. Местные мужики — они такие местные мужики!.. :)

Проезд в карьер около железной дороги и правда, закрыт: там разработка. Но вдоль карьера наверх уходит дорога. С нее открываются просто шикарные виды.

А в определенный момент дорога опять начинает спускаться, и тут мы запарковались и полезли через меловую насыпь.

Техника стоит габаритная и очень внушительная. Дети набрали меловых булыжников, с трудом уговорили их не переть в машину все. Гриша ходил с фотоаппаратом. Самое сложное – не подпускать к краю, ибо не видно, вертикальный обрыв или вообще имеет отрицательный уклон. Немного напомнило долину Луны в Чили :) Многоуровневостью и неровностью. Сначала лазили все вместе, потом вернулись в машину, проехали метров 10, мы с Ленкой не выдержали и поскакали уже вдвоем фоткать технику с другого ракурса. С трудом оторвались, учтя закат и необходимость поиска места ночевки.

К ночи, по хорошей традиции, кончился бензин (заправка в Лисках была «Калина Ойл», и я побоялась лить полный бак – вдруг дерьмо, залила на 600 р). Бензин оказался нормальным, но к вечеру кончился. Так что в очередной раз мы устремились искать заправку. Теперь ближайшим пунктом был Острогожск. В этом районе вообще заправки только в Лисках и Острогожске.

К первой мы подъехали, когда топлива оставалось на 10 км. И там даже колонки с цифрой «95» не было. Я забеспокоилась.  Слава богу, за углом обнаружилась прекрасная Роснефть.

Ночевать встали тут же, у озера их местного. Пока пробирались к озеру, видели лису. Настоящую рыжую. Она нагадила в траву и смоталась.

Озеро оказалось довольно отстойным местом. Ибо к нему стекается местная молодежь на тонированных девятках побухать. Еще много рыбаков. Но те тихие. Поставились мы около 9 вечера, и около 10 прямо возле нас (будто места мало) запарковалось две классики отечественного автопрома. Музон и бухло, чем еще можно заняться ввечеру. Выяснять отношения на тему засыпающих детей мы не пошли – как-то не было желания общаться с бухими мужиками при отсутствии собственных. Слава богу, около 11 они свалили.
Зато на озере вовсю летает 3G, за счет чего я аж одну статью написала и отослала по месту работы, на почту ответила и в ЖЖ посидела. 3G вообще в первый день хорошо по полям работал вокруг Шатрища, а на второй подсдох.
Ночь прошла тихо, только с утра пастухи коров гнали мимо палаток.

Второй день оказался бодреньким (ибо выспались). Дети в машине вели себя по-прежнему очень достойно, старшие спали по разу, младший – 2 раза. Рисовали карты, во что-то еще играли, ели кукурузу, взвизгивали на ухабах. Костомарово, речка и карьер понравились. Вполне рекомендовано к посещению (речка так, чисто покушать на берегу). Я окончательно прониклась автопутешествием по России, чего от себя никак не ожидала. Природа – она хороша все же. И правильно я решила прошлой осенью в Казани: по отечеству нужно ездить летом и с палаткой.

Первый день с Дивногорьем и меловым карьеромтретий день с меловым ущельемчервертый день с детским парком и Воргольскими скалами.