Вокруг Иссык-Куля (Киргизия) с ребенком

Путешествие в Киргизию с детьмиЕще один интересный отчет из сообщества: путешествие родителей с годовалой дочкой на Иссык-Куль. Поехали самостоятельно, все организовывали на месте, остались очень довольны. Киргизия проявила себя как страна недорогая, красивая и интересная.

Автор: frodybercy

Мы (я, муж и годовалый ребенок) искали место для отпуска с чистой морской водой, хорошим климатом, красивыми высокими горами, чистым воздухом, другой культурой, маленькими ценами и чтобы лететь недолго. Нашли его в Кыргызстане и поехали на озеро Иссык-Куль. И ребенок нагулялся, накупался, и родители кусочек мира посмотрели.

Начнем с некоторых общих выводов:

Маршрут. Наш был таким: Бостери-Каракол-Тамга-Бишкек. Если бы у меня на момент планирования поездки было больше информации, мы бы поехали немного по-другому: Тамчы-Чолпон-Ата-Ананьево-Каракол-Тамга-Тосор-Бишкек. Это я про места жительства, откуда ещё выезды по окрестностям конечно. Ну да ладно, как съездили, так съездили.

Язык. Видимо, он сделан так, чтобы по минимуму шевелить челюстью. Одни сплошные буквы Ы и У. Кызыл-Туу, Чырпыкты, Балыкчы и даже Ырдык — населенные пункты, которые нам попадались по пути. Ещё смешное слово «парикмахерская» — «чач тарач». А вообще все говорят на русском, конечно, тоже.

Деньги. По сравнению с нашими ценами, там всё даром. Например, мы арендовали отдельный маленький домик меньше, чем за 300 рублей в сутки, поужинать вдвоем с размахом в большом кафе укладывались в 200 рублей (на самом деле, там не рубли, а сомы, но это я уже перевела). Дорогие какие-то отдельные продукты, например, бананы дороже, чем у нас.

Дети. Их там много. Воспитывают поэтому более пофигистически, чем мы. Например, из очереди мам, которые привели  детей в поликлинику на прививку, никто не знает, от чего прививка. Мы наблюдали, как детей кормили солянкой на завтрак, и трехлетний мальчик выл и есть её не хотел, поэтому позавтракал рафинадом. Он же кстати ходил в резиновых сапогах в 25-градусную жару без намека на дождь, просто чтоб не холодно было.
Но к родителям с детьми в целом относятся лучше, чем у нас, мне показалось. По крайней мере, в Екатеринбурге Анютка однажды заныла в троллейбусе, на что дядечка один тут же раздраженно спросил: «нельзя ли потише». Там вряд ли такое возможно, наоборот, и место уступят, и в кафе лишнюю ложку, кружку принесут, и специально даже светомузыку включили, чтоб Анютку развлечь.

Животные. Относятся там к ним не как к животным, а как к скотине. Собаки все зашуганные, кошек мало. Держать дома животное просто для души не принято. Когда я сказала, что мне жалко резать барана, посмотрели как на умалишенную и ругались, что это грех жалеть животных.

Культура. Непохожая на нашу, интересная, но нам с Пашей в мусульманской стране жить не хотелось бы. Первые две недели это была просто экзотика, а потом сильно захотелось домой, где все гораздо проще. Пожалуй, поворчу об этом в отдельном посте попозже.

Вода. Вода в Иссык-Куле чистая, красивая. бодрящая (20 градусов где-то), немного соленая.

Еда. Овощи и фрукты свежие и необыкновенно вкусные. Если черный перец — то аромат на всю кухню, если стручковая фасоль — то сочная, вкусная и совсем не похожа на траву, как у нас замороженная продается (хотя я и её люблю), если абрикосы — то тают во рту и атакуются осами.
Национальная кухня жирная для нас, но вкусная, если не все время её есть. Мы там особо полюбили плов, куурдак и чай с вареньем, и ещё по пути куда-нибудь есть урюк (дикие абрикосы, которые там как сорняк растут).

Погода быстро меняется. Только сидели на пляже под солнцем, набежала туча, ветрище, дождь, через час снова солнце. Мы носили с собой везде 2 рюкзака вещей — теплые кофты, куртки и купальники.

Домой привезли килограмм камней, наверное. На каждом месте, где мы были, собирали парочку на память.

Путешествие с детенышем

Моя бабушка очень волновалась, куда нас понесло с такой малышкой, да ещё дикарями, но всё прошло хорошо и приятно. Анна у нас в этом смысле как собака — если родители рядом, то ей все равно, где спать и где есть, где родители — там дом. Для неё этот отпуск был очень полезен. Мы все накупались, нагулялись, увидели массу того, чего никогда не видели, никто не сгорел на солнце, ничем не отравился, не заболел.

И ура, Анна стала нормально есть. Аллергии на тонны вишни прямо с дерева, абрикосов, арбуз и даже пару глоточков парного кобыльего молока замечено не было.

Про купание мы с Пашей сразу договорились, что насильно затаскивать в воду её не будем. Если сама зайдет на двадцатый день — значит на двадцатый пусть, но сама. Анна зашла на второй и потом совершенно не боясь воды, брала меня или Пашу за руку и забегала бегом на глубину до плеч, под удивленные возгласы родителей плачущих в воде малышей. Первые два-три дня Анна с истерикой или нашими долгими уговорами уходила с пляжа и только дрожащая соглашалась вылазить из воды, но потом видимо поняла, что это всё не в последний раз, и проблема исчезла.

Киргизия с ребенком

Большая песочница Анне очень понравилась конечно, но единственное, с чем мы так и не смогли справиться — это с поеданием песка. Ну никак. Понимает, что мы не в восторге от этого, даже было видно, как она боролась с собой, держа песок около рта и раздумывая, съесть или не съесть, но в итоге сдержать себя могла редко.

Коляска очень пригодилась. Даже не столько в качестве транспорта, сколько в качестве места для сна на колесах и в тенечке. Удивительно, но далеко не самая лучшая польская коляска, у которой мы уже десятые хозяева наверное, выдержала все поездки по камням, песку и воде и не распалась.

Бостери

Первым местом наших ночевок было село Бостери, самое попсовое место Иссык-Куля. Мы начали с него потому что там есть колесо обозрения и много предложений жилья. С понедельника по среду там было хорошо, не считая музыки с ночных дискотек. А в четверг приехали люди, очень много людей, видимо на выходные из Бишкека и Алматы, и стало невозможно. И стало много мусора, людей и продавцов плохо пахнущей копченой рыбы на пляже.
А вода все равно была чистая и красивая.

Киргизия с ребенком

Мы снимали большую комнату с балконом в домике в 20 минутах пешком от пляжа аж за 312 рублей в сутки. Условия, конечно, дачные, но мы так и собирались.

Недалеко отсюда есть Семеновское и Григорьевское ущелья, в один из дней мы сделали вылазку в Григорьевское, а потом решили ехать дальше, в Каракол (бывший Пржевальск, а ещё раньше снова Каракол).

Григорьевское ущелье

Там красиво.
Горы, туман, дождь шел. Хвала слингу, Анна спала в нем пару часов, а мы гуляли, куда хотели. Потом проснулась и дождь закончился, погуляла туда, куда хотела она.

Тут, неплохо было бы иметь свою машину, или хотя бы взятую на прокат. Потому что мне пары часов прогулки не хватило. Говорят, если проехать дальше по ущелью, через перевал с очень красивым горным озером, на берегу которого приятно  заночевать, то дальше можно пешком выйти в Казахстан, в Алматы. Я хотела так и сделать, но почему-то мы не решились в этот день. И в назначенное время нас забрал мерседес обратно в деревню. Я ещё не говорила? Здесь даже у самых небогатых жителей есть старенький мерседес или тойота.

Каракол

В Караколе мы прожили два дня. Там единственный раз мы не сразу нашли жилье, а побродили с чемоданом, коляской, ребенком и рюкзаками. Видим, из дома вышла бабушка погулять, спросили, не сдает ли комнату. Она очень удивилась, что мы тут забыли и зачем вообще приехали. Нет, не так она сказала, она сказала: «ЗАЧЕМ??«. Комнату бабушка не сдавала. После часа скитаний мы догадались задать этот вопрос таксисту и через несколько минут были в неуютной, но однокомнатной квартире рядом с автовокзалом. Понежились в настоящем душе с горячей водой и пошли гулять в центр города в поисках кафе. Культурная программа с музеями была запланирована на следующий день. Анюте очень понравилось в краеведческом, особенно её впечатлила лиса.

Недалеко от краеведческого музея есть антикварная лавка, в которой мы тоже поглазели на подстаканники, радиоприемники и вымпелы.

А потом поехали в музей великого путешественника Пржевальского, который организован в виде большого парка с маленьким зданием самого музея в середине. Недалеко от этого музея есть пристань и выход к озеру, но мы, приехав туда и увидев людей друг у друга на головах, решили не купаться и идти домой спать перед тем, как ехать дальше, в Тамгу.

Каньон Сказка

Не Гранд-Каньон, конечно, но всё равно  красиво. Опять повздыхаю про машину. Если б мы были на своей, а не на экскурсионном минивене, то выехали бы в 6-7 утра, а не в 10 под самый солнцепек. И облазили бы всё, что можно, а так успели только половину. Хотя наши согруппники сказали, что им этого времени хватило и некоторые даже ушли раньше, ждать в машине.

Так вот, каньон. Скалы, красиво обточенные ветром. Кому-то показалось, что они похожи на гномов, поэтому место назвали «Сказка». Анюте тоже понравилось ходить, лазить и играть в песочке. Там довольно скользко, поэтому подниматься и особенно спускаться с ребенком на руках было страшновато. Мы это делали иногда под волнующиеся возгласы окружающих.

Потом машинка с пассажирами заехала на озеро и все пошли плавать, кроме нас. Эти все дружно удивились, почему мы не взяли с собой купальники. И правда, почему, как можно в каньон и без купальников?
Но просто смотреть на озеро тоже клёво, поэтому мы не расстроились.

Тамга

15 веков назад здесь уже было большое поселение. И сейчас это немаленькое село, со своей больницей, роддомом, милицией и телеграфом. Мы жили здесь большую часть отпуска. В частном домике с огромным садом.

Дорога на пляж у нас запросто могла занять 3 часа. Потому что мы шли по очень красивой территории военного санатория, потом по длинной аллее, потом спрыгивали с моста и переходили через речку. Те, кто шел без Анютки, тратили на тот же путь минут 20-30.

Отдельно про санаторий скажу, тем более, он был одной из главных причин нашей остановки именно в Тамге.
Открыт ровно 80 лет назад в качестве места отдыха лучших военных страны. Например, космонавты тут набирались здоровья до и после полета, даже памятник Гагарину стоит недалеко.
Сейчас здесь живут в основном спортсмены, а по территории гуляют все подряд. В самом санатории мы останавливаться не стали потому, что во-первых это в 6 раз дороже (без преувеличения, и это ещё без стоимости процедур), а во-вторых, нам не хотелось обедать и ужинать по расписанию, тем более, говорят, там не очень еда, да и с водой перебои и мебель разваливается (видимо, ей тоже 80 лет). Но территория шикарная, особенно воздух. Да, белок там умотаться, руки устали фотографировать, бегают стаями и никого не боятся.

Я бы хотела купить там дачу и приезжать каждое лето, но это немного противоречит планам на Великобританию и остальное, поэтому, видимо, больше туда не вернемся. Жаль, мне там понравилось очень.

Слезы барса

Барскаун (или Барскоон) — так называется горная река с водопадами, на которые мы ездили смотреть.
Красиво было, масштабно. По пути нарвали шаманское растение. Говорят, его можно поджечь и загадать желание. Мы привезли домой этот веничек, желание пока не придумали. Обувь Анюткину мы забыли далеко в машине, поэтому половину пути она проходила босиком. Вроде была не против.

Разногласия

Я же собиралась рассказать, от каких кыргызских порядков нам скорее захотелось домой. Так вот.
В Тамге мы жили в одной традиционной большой кыргызской семье, они относились к нам не как к квартиросъемщикам, а как к гостям. Но к задержавшимся надолго гостям относятся уже как к своим и ждут соответствующего поведения. Мы честно пытались соответствовать, но получалось видимо плохо, уж слишком велики различия.

Например, еда. Там просто какой-то культ еды. Они целыми днями могут готовить, накрывать на стол и мыть посуду. Потом снова готовить. При этом на здоровость еды либо забивают, либо иначе её оценивают.
Если брат пришел ночью домой, то он не ляжет тихонько спать и даже не нальет себе сам чай, нет. Его сестры проснутся и пойдут варить полноценное блюдо типа дымлямы, чтобы с мясом.

А у нас наоборот. У нас — в смысле, у нашей семьи, друзей и близких знакомых. Я вот люблю готовить, получаю удовольствие от процесса, но чтобы так надолго его растягивать — это слишком. Если неожиданные гости к нам пришли — им можно легко сказать, что есть нечего, давайте просто попьем чаю или сходим в магазин и купим пельмени/пиццу. Поэтому я у хозяев сразу заслужила репутацию неумехи, и они радостно нас угощали ужинами. А когда мы устали от национальной еды и сварили горошницу с курицей — на меня обиделись. На всех, конечно, сварили, но есть её никто не стал больше. И даже усомнились в том, что Паша правда любит такую еду.

В один из первых дней, мы вернулись поздно вечером, оказалось, что все сидят голодные, нас к ужину ждут. Я сейчас буду выглядеть, как неблагодарная гостья, но блин, не проще ли поесть, а опоздавшим потом разогреть (мы даже не подозревали, что нас ждут). Понятно, что это наложило аналогичные обязательства и на нас, но если им не нравится моя еда, а нам нравится, как быть с ужинами, которые непременно должны быть на всех?

Или ещё с арбузом случай был. Купили мы большой арбуз. И никто не решался его разрезать первым, ведь надо, чтобы все вместе. А в один вечер одни не хотят, в другой другие, потом мы уснули рано, так он лежал нетронутымнеделю. Зачем?
Право готовить на завтрак кашу самостоятельно для своего мужа и ребенка мне удалось отвоевать, не избежав обиды и пары выкинутых больших кастрюль каши «на всех».

Как мы ни пытались благодарить хозяев за ужины — многочисленными спасибо, покупками продуктов и посуды, ответными национальными блюдами — все это не помогло, там сложилось мнение, что мусульмане в целом более благодарные, чем остальные.

К материальным ценностям мы тоже относимся проще. Один из примеров: Анютка кокнула тарелку, мы долго извинялись, но всё равно хозяйка очень расстроилась и долго потом это припоминала нам.
Друзья, приходите ко мне, бейте на счастье, это всего лишь посуда.

Отношение к тому, что такое работа, очень разное. По нашему мнению, они там массово не работают, а только шуршат по дому, снимают урожай и иногда строят новый дом.
По их мнению, у нас никто не работает, потому что стирает стиральная машина, моет посуду посудомоечная, прибирает пылесос, хлеб мы покупаем в магазине, а строят у нас гастробайтеры. Труд врачей, учителей, рабочих, ученых, программистов, деятелей культуры за труд не считается.
Соответственно, отдых тоже разный — путешествовать не принято. И не на что. Как заметил один веселый таксист, они во время отпуска либо пьют, либо строят.

Повторюсь, я не про всех говорю, а про тех, с кем мы познакомились наиболее близко и даже устали друг от друга.
А например, одну ночь мы провели в горах в семье скотоводов — там им некогда разводить лишние церемонии, там много работы, поэтому все было проще и радостней. Но впечатление такое, что они скорее исключение.

Надо было переехать через неделю, этого поста не было бы. Потому что на самом деле интересные и добрые люди, просто с другими традициями.

В поисках Тамга-Таша

Вот ещё было приключение. Недалеко от нашего поселения давным-давно буддийскими монахами были оставлены большие камни с символами. Мы решили сходить посмотреть. Собирались уложиться в пару часов, а потом пойти на пляж.
В результате вышли, когда ещё не было 11 утра, а вернулись почти в 9 вечера. При этом Тамга-Таш так и не нашли, на удивление всем, кому об этом рассказывали, но погуляли чудно. Даже видели змею.

Слава Анютке, 2 с лишним часа она спала в коляске и мы шли, не теряя времени. Всё вперед и вперед. И зашли слишком далеко, пропустили нужный поворот. Когда стали подозревать, что скоро выйдем в Китае, притормозили, побеседовали с местным жителем и устроили привал (из еды с собой взяли кусок лепешки, один огурец и немного воды).

Подкрепились и пошли обратно, свернули уже в нужном месте, но видимо, после этого опять прошли слишком далеко.

Решили забраться на гору, чтобы с высоты найти Тамга-Таш. Камень не нашли, но мне он уже был и не нужен, там такой классный ветер на высоте.

Перевал Соёк

Очень мне хотелось увидеть снег. Поэтому мы поехали к одному из вечных ледников, который по слухам растает к 2050 году. На машине доехали до отметки 4028 метров. Потом прогулялись пешком по очереди. Анне поездка не сильно понравилась, большую часть она дремала в машине.
По пути видели много красивого, например, облака, лежащие на земле.

На машине нас вез чудесный дяденька, то ли учитель, то ли директор местной школы. Рассказал кучу баек и никуда не спешил. Встретили рыбаков, приехавших сюда на лошадях. Говорят, рыба вкусная, мы не пробовали. Короче, мне понравилось, как будто на другой планете побывала. Насладились масштабом происходящего и повернули назад.

Киргизия. Перевал Соек

Ночевка у Жумагула

Возвращаясь с ледника, мы не доехали до дома, а остановились на ночь в ущелье реки Барскаун, в семье скотоводов. Вечером мы пошли в лес за грибами. Найденные лисички хозяйка очень вкусно пожарила с картошкой.

Расскажу о семье Жумагула. Очень они мне понравились, деятельные, в хорошем настроении, с весны до осени живут в одиноком домике в горах, пасут коров и лошадей. Электричества и газа там нет, поэтому еду готовят на костре (чай в самоваре), вечером пользуются фонариком, который надо крутить, чтобы светил. У них есть одна комната, в которой часто останавливаются туристы, преимущественно иностранные. Совсем иностранные, немцы, шведы, англичане (мы видели книгу отзывов). Я их стеснялась фотографировать почему-то, а перед самым нашим отъездом оказалось, что они совсем не против, особенно если мы по почте им снимки пришлем.

Их младший сын — школьник нас покатал на лошади. Паша с Анной немножко проехали, потом Анну высадили, Паша с Алмазом уехали на 1,5 часа — по горам, через реку и обратно домой, потом я по тому же маршруту. Вон в том синем домике мы ночевали.

Путешествие в Киргизию с детьми

Конечно, лошадей тоже доят. Делают кумыс (кымыз он там называется) и просто пьют парное молоко — нас тоже угостили — очень вкусное, сладкое.

Я раньше думала, что кумыс — это и есть кобылье молоко, ан нет. Лошадей доят в течение дня каждые 2 часа понемножку, молоко сливают в специальную бочку и бьют его палками. На следующее утро напиток готов — соленый и слегка забродивший. Говорят, полезно очень. А по вкусу на любителя, я не любитель, оказалось.

А из того, что не выпили, готовят всякие штуки. Айран, например, Анюте понравился, это что-то вроде йогурта.
Ну и масло, сметану, магазинов-то там нет, поэтому почти всё самодельное. И очень, просто архивкусное.

В общем, нам в очередной раз повезло, встретили интересных людей, посмотрели на красивые горы.

Бишкек

Ещё не было 7 утра, мы выехали из Тамги. В 13.00 прибыли в Бишкек. Самолет в 2 часа ночи, поэтому сдали чемодан в камеру хранения и пошли гулять по городу.

В Бишкеке жарко, много зелени и фонтанов. Погуляли мы отлично, Анютка вволю наигралась с поливочными системами, несколько раз её переодевали, сушили одежду и снова переодевали.

Гуляли весь день, тратили последние деньги на подарки домашним и даже познакомились с милицией. Паша хотел спросить дорогу и застрял на 15 минут. Милиция широко улыбалась и после допроса пыталась довезти нас на машине к пункту назначения (за деньги, естественно).

Ночь, аэропорт. Там нас ждал неоднократный очень эротический досмотр, поиск наркотиков с собакой и перетряхивание рюкзака. Потом 2 часа 40 минут в полете — и мы дома. Ужасно соскучились.