Рубрики

Тана Тораджа: наш быт и зачем мы сюда приперлись

А я все еще сижу в темной комнате. Григорий наползает на Лису, норовя столкнуть с кровати: он всегда ищет теплое тело, чтоб поспать на нем. Лисья нога висит с кровати. Я только что провела полчаса в кафе у ресепшн за интернетом, вешая первый пост по Сулавеси. Слава богу, Гигорий за это время не дополз, и дети спали тихо.

Мы поселились в гостинице с неиндонезийским названием Pia’s Poppies. Хрен знает, что это значит, но тут очень хорошо. Я выбрала его в Лонли Планете, потому что обещали горячую воду, просторные комнаты, и немного за городом. И я не прогадала.

Во-первых, про «за городом». На следующий день после заселения я проехалась по Рантепао: поганый городишко. Шумно, толпливо, грязновато. И что там делать-то? В городе ничего нет, это просто base camp для исследования окрестностей. Так зачем же базироваться в помойке? Даже если нет личного транспорта, поездка на эээ мото-такси с тележкой спереди стоит полдоллара (5000).

Вот я и забазировалась. 110 000 за комнату. Немало для Индонезии, НО.

Тут прекрасные тихие окрестности, дети играют на ступенях церкви, Гриха все время таскает детскую машинку на дорогу, а проезжающие машины и мотоциклисты просто останавливаются и ждут, пока он либо свалит, либо кто-нибудь его оттащит с дороги. Не гудят даже.

Тут приятная территория с прудом, рыбками, курами, лотосами, каменными дорожками, просторным кафе, детскими машинками и великами в этом кафе.

Тут есть аренда мотиков (но они кончились, и я брала в Bagus Rental в городе) – 60 000 в день, цена общегородская.

Тут есть вай-фай, правда только на ресепшн в кафе, и чуваков надо часто пинать, чтоб они опять его включили.

Тут ласковые котята (один опознал во мне мать и за полчаса интернет-серфа иссосал мою майку на животе) и приятный персонал: они улыбаются, нянчат детей, носят халявные булки нам (при том, что ресторан дорог), готовы сделать все, что попросишь и тут же прям. И даже пригостиничный гид не парит и улыбается.

У меня просторная комната, большая кровать, стол, сушилка, еще стол, стул. Ванная, отделанная камнем, Лиса в нее просто влюбилась. Дети подолгу плещутся в самой ванне. Горячая вода вроде есть. Или теплая. Дети говорят, нормально. Стены, правда, обшарпанные, но главное везде краска и кафель, и никакого ковролина и изгаженного дерева.

Комнаты убирают каждый день.

В день приезда был welcome drink (3 сока гуавы – на всех), на следующий день были бесплатные булки детям, на третий – 3 фруктовых салата вечером просто без повода.

Еда: ресторан в отеле дорогой. В окрестностях видела только совсем местного виза забегаловки. По всему городку проехалась, ничего приличного не нашла. Обратилась к путеводителю. Он сказал, где находится Mart Cafe – возле футбольного поля. И правда, вывеска есть, а само кафе в кустах – так просто и не разглядишь. Спасибо любимому путеводителю. Кафе прекрасно, работники волшебны – они обсуетились, пока Григорий спал на полу, а потом эдак час играли с Алисой, пока она тратила лишние силы перед сном. Лиса нашла себе местную подружку, и они сообща разносили подсобку. Тетки ржали там. Я кормила проснувшегося Григория.

Мы ели офигенный картофельный суп (куча вареной картошки, дети с ума чуть не сошли от восторга, в таком типа сливочного пюре с чесночком – тут мой восторг), средней вкусности сандвич с картошкой фри, просто рис, сок из тамарелло, чай. Вот суп у меня вызвал экстаз, завтра возьму детям картофельный, а себе томатный. И соков.

Про мой транспорт.

Тут люди ходят по окрестным деревням и природе, до начальных пунктов доезжают на местных автобусиках бемо. Или можно взять мотоцикл. Я выбрала не тот вариант, где пешком :)

Автоматический некрупный (меньше Vario и Scoopy) – 60 000 в день. Не торговалась. В прайсе написано 100 000, но это, видимо, в сезон. После Бали ездится мне легко, спокойно и с удовольствием. Трафика почти нет, дороги свободны. Даже в городе спокойнее, чем на Jl. Uluwatu :) Поездила и по хорошему асфальту, и по плохому, и по проселку, и по мокрому стремному проселку – это уже почти пешком, опираясь на 2 ноги, так что не страшно, и по мостику такому, где едешь и думаешь «только не смотри вниз». Так что полная гамма ощущений.

Утром ехать холодно – тут я догадалась надеть футболки с длинным рукавом, но в будущем еще ветровки надену. Днем жарко, нормально в коротком рукаве. Вечером дождик начался, а потом и ливанул, так что по-любому с собой дождевики или ветровки надо.

Прочие водители непередаваемо вежливы: все пропускают, боятся помешать, не обгоняют, если тебе от этого может быть некомфортно. И мотоциклисты, и автовладельцы.

Немного о Тана Тораджа и ее культуре. То есть зачем меня вообще сюда принесло.

Тораджийцы очень так с пиететом относятся к собственной и чужой смерти. И типа всю жизнь копят на похоронную церемонию. Церемонии проходят с шиком, на них забиваются нереально дорогие буффало, и вообще куча бабла уходит. Затем помершего хоронят. Кладут в деревянный гроб, а гроб суют в выдолбленное в скале отверстие. Закрывают его деревянной крышкой. Вернее, дверцей. Или подвешивают гроб. Или в пещеру суют. Со временем все это дело разрушается, и потом в пещерах валяется куча костей и черепов, а также подвешенные гробы падают и тоже добавляют свои кучи костей. В общем, колоритненько. Еще в деревьях хоронят. Детей в основном. А, вот еще. Почетно, когда ты похоронен очень высоко. Прям вот если хрен долезешь – очень понтово. Еще важным людям ставят tau-tau. Это фигуры деревянные. Типа вот в скале захоронены Ваня, Петя и Толик, гробы их в скалу засунуты, дверцами расписными прикрыты, а в скале еще балкончик высечен, и на нем деревянные изображения Вани, Пети и Толика, да еще и похожие на них при жизни. И еще у них руки протянуты к тебе, не знаю, зачем. Странновато смотрится.

Вообще, поразило меня не обилие костей и черепов. Черт с ними, кости и кости. У нас тоже кладут в гробы. Только в землю суют, а не в скалу. И памятники тоже ставят. Даже зачастую изображающие помершего. Или с фотографией. Так что как бы вполне ничего себе такого. Вот только у них гробы разваливаются, а у нас глубоко закопаны.

А поразило вот что:

Это все не «дела минувших дней», а совершенно актуальное в жизни товарищей тораджийцев. Мне показывали гробы, помещенные в пещеру 2 месяца назад, например. Народ ходит на кладбища эти (как у нас, собственно), подношения оставляют, но вот как-то не очень убираются. Помойка там у них зачастую в пещерах. Могли б и убраться у собственных покойников.

Тут повсеместное христианство, судя по всему (хотя тема «иншалла» тоже присутствует). Как это уживается с местной религией, не знаю, но христианские церкви на каждом шагу. И у гробов в скалах — такие совершенно отечественного вида венки и букеты пластиковые.

Совсем крутых чуваков хоронят, видимо, по-другому: видела отдельные домики недалеко от скалы с изображениями умерших. Это надо много денег, видимо. Чтоб отдельный домик, а не в скалу или в дерево.

В сувенирных лавках повсеместно продаются эти тау-тау. То есть не они, конечно, а сделанные похожими на тау-тау изображения. Вот скажите, вы бы купили на память надгробный памятник? Как-то странно это. Даже интересно, сколько их берут, и кто.

захоронения в скале - за каждой дверцей гроб

Еще из культурного: тут совершенно невероятные традиционные дома. Красивые, расписанные, с крышами-кораблями (или в виде рогов быка, точно не известно), на сваях. По одной стороне деревни – такие дома, по другой напротив – домики помельче, хранилища для риса (rice barn), видимо.

Дома еще украшены изображением головы быка на фасаде. И еще рога буффало приделаны на вертикальной палке (колонне) со стороны входа в дом. Чем рогов больше, тем житель дома круче. Еще некоторые вешают на дом челюсти коровьи – типа если рога – круто, то почему челюсти – нет? И куда их иначе девать-то? При этом все молятся, аминь, да. Росписи на домиках очень красивые, мелкие, тонкие такие. Живут в доме как бы на втором этаже, наверх ведет лесенка. А внизу между сваями типа настила – там и посидеть можно. И поесть на свежем воздухе. Там, короче, дневная усовка. От дождя хорошо прятаться, как показал опыт.

Деревни живые, реальные. Они повсюду. Можно не смотреть путеводитель, а просто сесть на байк и фигачить в любом направлении – тут же наткнешься на кучи этих деревень. В любую заезжай и гуляй себе. Местные удивляются, улыбаются, никто ничем не возмущался.

А, вот еще: я, наконец, поняла, почему в сети в свое время не нашла ни одной вменяемой фотки этих деревень – дома стоят в ряд по одну сторону просторного «двора» — пустой территории, а rice barn’ы – так же в ряд по другую. И сфоткать одновременно всю деревню ну вообще не понятно как :)

деревня Kete Kesu - одна из самых популярных у туристов

та же Kete Kesu - на доме посередине довольно много рогов, но бывает в разы больше. средней понтовости домик :)

Про сезоны: тут сезон массового посещения – июль-август. А сейчас белых не видно. По самым туристичным сайтам я бродила в гордом одиночестве. Хороший сезон, — скажу я, и вроде даже с дождями не полный ахтунг. Один туристический автобус видела. Несколько пар белых. Несколько одиноких ели в «нашем» кафе. Но они не то, что не мешают. Они как бы напоминают, что ты в мире не один и где-то есть страна белых людей :)

Дальше о моральной стороне вопроса: и чего ж это я с детьми в такое кровожадное место поперлась?

Ну, с деревнями все ясно: тут детям ничего плохого. На церемонии с забиванием буйволов я не поехала, вот это и правда хрень. Во-первых, это похороны, и на похоронах бегающим и радостно визжащим детям все же не место. Во-вторых, мне совсем не хочется показывать им, как убивают этих огромных красивых животных, как они валяются в лужах крови и так далее. Захоронения с черепами и костями – другое дело. Лично я не испытываю никакого пренебрежения к костям. Рассказала Алисе, как у нас людей хоронят. Что вообще людей после смерти хоронят. Показала, что вот эта кость у нее и у всех нас в голове. Что постепенно от человека остается вот такой скелет (ну, собственно, когда мы курицу едим, мы видим, как это происходит примерно :) Григорию-то вообще не понятно и безразлично все это. А Лисица с интересом отнеслась, но без фанатизма: слава богу, тема о том, когда умрет мама, бабушка и иже с ними не поднялась. Хотя в целом, в прошлый раз я как-то мирно ее разрулила. Вообще, я поняла, что не могу толком объяснить, как зачем и почему у нас хоронят людей. Вообще, каждый раз рассказывая о чем-то Лисе я обнаруживаю свою редкую некомпетентность по многим вопросам.

Вот, например, почему в бутылке бензин желтый, а на асфальте разноцветный?

До кучи сюда карту окрестностей. Хорошая карта на мой взгляд:

 

Комментарии:


7 comments to Тана Тораджа: наш быт и зачем мы сюда приперлись

Добавить комментарий