Суматра, долина Харау

Долина ХарауДолина Харау, как следовало из интернета и прочих путеводителей,  — это узкая полоска земли, зажатая в высоких отвесных скалах. Со скал падают водопады. Внизу растет рис. Кажется, были обещаны еще обезьяны. Мне по описаниям показалось, очень достойное место. Правильно показалось.

Во время поездки по окрестностям Букиттинги я познакомилась с Чарли, владельцем одного из гестхаусов в долине, который популярно объяснил мне, что ехать туда нужно непременно, а остановиться нужно у него в бунгало. И вот мы поехали. Ехать мы, конечно, собирались на автобусе. Вернее, на автобусах. От Букиттинги до чего-то, потом до поворота куда-то и еще немного на маршрутке, а потом на мото-такси еще 5 км до самого геста. Да, хорошие места близко никогда не находятся…

Однако в день отправления обнаружилась раффлезия на склонах соседнего леса, и вместо сложного пути в долину мы отправились покорять джунгли.

А покорив, не сдались. Я обещала Чарли приехать (или, вернее, еще одну ночь спать в городе я не хочу). Итак, через несколько дней у нас самолет на родину. У меня большой рюкзак, пара авосек барахла, двое детей, коляска и два больших надувных шарика (мать-перемать эти индонезийские шарики, которые не сдуваются). Я представляю, как впихиваю все это барахло в общественную городскую маршрутку и… вызываю такси.

Такси ехало невероятно долго. Но мы дождались. Впихнулись. Шарики застили глаза, трепыхались по всей машине и вообще мешали. Водитель посмотрел на эту феерию и сказал: может, поедем прямо в Харау на такси? Надо сказать, выходило просто прекрасно. Что-то вроде 8-10 долларов за 2 часа пути. А на автобусах – часов пять. И совершенно очевидно, что сегодня нам не добраться. А если добраться, то опять же последний кусок дороги – на такси. И если платить за детей, то автобус выходил примерно в ту же сумму. Короче, водитель мне достался, судя по всему, невероятно честный.

Но в масштабах Индонезии и 10 долларов - не мало. Ведь автобус стоит около доллара. Ну, и еще один около доллара. Точно не ясно, сколько мест мне понадобится, чтобы вместить все воздушные шарики. В общем, для начала я согласилась проехать на такси первый участок дороги – по асфальту. По дороге мы созванивались и переписывались смс-ками с Чарли на тему стоимости такси, торговались с водителем, дети спали. Естественно, когда мы в темноте добрались до места пересадки, я скомандовала «вези дальше, капитан». Так  мы и доехали на такси – до самого конца, до наших бунгало. Свободными были два бунгало – пострашнее и поприличнее. Я легко сторговала приличное до стоимости страшного, и мы вселились.

Бунгало Чарли расположены прямо под отвесной скалой, с нее сыплется пыль водопада, а напротив – рисовые поля. У нашего бунгало – пруд с лотосами, вокруг пруда растут странные деревья, на деревьях – газовые лампы. 5 бунгало + 1 хозяйское, оно же кухня. В стоимость проживания (не помню точно, но не больше 15$ в день на всех :) входит трехразовое питание на всех. Так как дети мои питались рисом и яйцами, сильно хозяев они не разорили.

В соседнем бунгало жили пожилые голландцы. В другом молодые поляки. В третьем не помню кто. В четвертое на следующий день въехала чудесная русская Яна, с которой мы гуляли два дня по долине.

Вид с порога нашего домика:

Бунгало-кухня:

Проснувшись с утра, я поняла, что прогулка за раффлезией не прошла даром. Попа не сидела, ноги не ходили. Поэтому я весь день провалялась в гамаке на веранде бунгало. Честное слово, целый день. Я ела, фотографировала лотосы и гоняла Алису с Григорием за Колой в бунгало-кухню. Алиса быстро выучила слова «кола», «ложка», «вода» и обеспечивала нашу семью всем необходимым. Когда дети хотели есть, они шли в бунгало-кухню и просили риса. Им давали рис. Как-то Алиса ходила за рисом в соседнюю деревню с хозяйкой кухни.

Дети пытались отобрать у местных удочки и ловить рыбу в пруду напротив кухни. Потом собирали гнутые гвозди и что-то мастерили. Потом добывали у местных не гнутые гвозди. Потом готовили что-то из цветов и травы. Я целый день лежала в гамаке.

Детское творчество:

Вечером пожилые голландцы с восхищением сообщили мне, что такая лафа была в свое время им неведома. За их детьми нужно было бегать все время. Они их дергали и вообще. Я сказала, что похоже дети опасаются, что если они меня поднимут с гамака, им опять придется лезть в джунгли или ехать куда-нибудь всю ночь. А им нравится ловить рыбу и соединять кору гвоздями, так что их позиция – носить маме колу и не трогать.

Дальше — просто иллюстрации ближайших окрестностей нашего домика.

Наш третий справа, вид от скалы:

Дорожка вдоль скалы вглубь долины. По ней мы так и не успели погулять.

Скала над нашим обиталищем. Мне кажется,очень уютно так жить. Когда тебя охраняет такой камень

Школа в деревне у дороги:

Учительница английского на мопеде

А это центральная дорога через долину. Фото у нашего перекрестка, где тропа уходит к бунгало мимо школыы

Ну, и немного пейзажей вдоль дороги, в основном с расходящимися по домам школьниками

И, для полноты картины, внутреннее убранство нашего домика. Так, чтобы никому не казалось, что мы в Шератоне живем :)

Вип-санузел

Даже не знаю, где такие стекла для окон берут :)

Самое прекрасное в этом домике — это не огромная кровать, не гамак, не винтажные лампы, не халявный кофе, — а отсутствие розетки. Розетки имелись только в кухне, и электричество подавали только вечером. Так что дети могли смотреть мультики только столько времени, на сколько хватало заряда ноутбука после того, как я на нем печатала и обрабатывала фотографии. То есть мультики, по сути, он смотреть не могли. Что явно стимулировало их фантазию, развивало мелкую моторику и коммуникативные навыки. Судя по количеству раздобытых гвоздей и кока-колы, именно на коммуникативные навыки дети и сделали упор, пока я отлеживалась после покорения местных джунглей.