Сплав по реке Медведице

Сплав по реке Медведица (той, что в Тверской области), на майские праздники с 7 по 11 мая.

В нашей команде в этот раз(помимо кучи взрослых) был один ребенок – Никита(1г 11 мес) и беременная на 6 месяце(не я).А, ну еще 3месячный щенок)) Всего 15 человек и собака. 6 байдарок и надувная лодка)
Должна была идти еще как минимум одна семья с детьми, но они в последний момент переругались с половиной нашей команды и пошли в горы. Так что нам предстояло подстраиваться под группу, а не наоборот, как было бы при бОльшем количестве детей.

Для детского похода река вполне подходит. Мы попали в то время, когда река уже разлилась, и еще не совсем сошла, поэтому по большей части довольно глубокая, летом в этом плане будет лучше. Стоянок много, много среди них прекрасных, но маршрут надо рассчитывать так, чтобы после целого дня движения, как у нас получилось, не оказаться к вечеру в скоплении деревень, которые идут одна за другой, а вставать между ними стремно (мало ли что местные выкинут), хотя хорошие стоянки есть и там. Еще не у всех стоянок хороший выход, во многих случаях опять же довольно глубоко и сильное течение, но при нормальном умении владеть байдаркой, справиться не сложно. Летом, опять же, ситуация изменится, когда вода спадет.

Еще мы попали на клещей (ну понятно, май месяц), но были стоянки, особенно с высокой травой и следами лосей, на которых останавливаться лучше максимум на перекус, иначе насобираете вагон клещей. Нам повезло, мы успевали вовремя снимать их с одежды.

С погодой повезло, если не считать двухчасового дождя на второй день и периодически налетающего ветра, то было просто прекрасно — голубое небо, солнце – даже загорели, у меня вот, впервые в жизни обгорели уши))

Вода, понятное дело, холодная, но пара человек умудрилась искупаться. Пили и готовили мы, кстати, тоже на воде из реки – ни у кого ни разу не заболел живот, никаких проблем. Пугал только рыжий цвет воды, но быстро привыкли.

Из важного — брала с собой копии наших мед полисов и детского свидетельства рождении, в файле, заклеенном скотчем для герметичности (слава Богу, не пригодилось). Еще всегда с собой большая аптечка в пластиковом ящике с ручкой — очень удобно, в любой момент под рукой.

Еще для ребенка всегда под рукой были мелкие перекусы — цукаты, сухофрукты, баранки, сушки, свежие фрукты и много питья. И несколько игрушек, привязанных к байде. Все это нас очень спасало, особенно в экстремальные моменты. В спокойные же периоды это позволяло практически не отвлекаться на ребенка — он мог сам себя занять и обслужить.

День нулевой

Муж на работе, у меня предзащита диплома, мелкий тусит дома с дедушкой. Вещи не собраны вообще, т.к. некогда. В итоге в 6 вечера выехали из Чертаново в Ховрино, по дороге купили еды (благо, раскладку я успела-таки сделать заранее). Часов в 10 вечера только покидали кое-как вещи по рюкзакам и гермам, муж поехал забрасывать все добро на место отъезда, а мы с мелким легли спать.

День первый

Встали в 7, быстро перекусили, собрали остатки барахла (как выяснилось потом, в мешках с посудой, которые мы всегда таскаем с собой и не разбираем (только на помыть), не оказалось чайника и была всего одна ложка) и не торопясь поехали на место старта, благо всего пару остановок на метро и пару км пешком.
Автобус был заказан на 9 (приехал, к слову, в итоге только в 11, так что стартанули вообще поздно).

Едем мы обычно двумя командами — мы на байдарках, и еще одна команда на катамаранах. Идем по одному маршруту, но каждая команда в своем режиме. Автобус заказываем большой – икарус – очень удобно получается.

Выехали только к 12, ехать 250 км, субботний день – попали во все пробки, так что тащились больше 5 часов.

Мелкий поездку, на редкость, перенес неплохо, в последний час только начал каждые 10 минут сообщать, что он всё, и рваться на выход. Отвлекали всем автобусом, так что добрались в итоге благополучно.

Сверившись с картами, очередной раз убедились, что через 3-4 км должна быть плотина, а значит обнос, так что встать можно было прямо там. Но пока искали место для стапеля, пока разгружались, прошло еще не меньше часа. Стапель должен был занять еще не меньше полутора часов. Так что первую ночь провели на месте сброса.

У мелкого обнаружился психоз – ребенок напрочь отказывался ходить сам, потому что вдруг начал панически бояться насекомых, хотя раньше у нас таких проблем не наблюдалось. Но, слава богу, удалось уложить намаявшегося карапуза спать, и к ночи парню полегчало, уговорами и конфетами удалось свести страх на нет.

Вечером парень впервые в жизни сам сообщил, что он всё, и пора идти спать. К слову, спать он так уходил в течение всего похода, засыпал быстро и легко и спал всю ночь, что для нас вообще невообразимо.

День второй.

Проснулись рано, отлично выспались. Собрались, и по плану вышли в 11(чего раньше не могли сделать вовремя даже без ребенка).

Барахла у нас оказалось дофига, и разложить его нормально с первого раза не удалось, так что шли как цыгане (потом удалось распихать все грамотно по гермам и шли уже просто в шоколаде).

Еще в Москве обговаривали, что на перекус будем вставать часа в 2 на 1,5-2 часа, а на ночь не позже 6-ти. Обсуждали специально и четко, чтобы не сбивать режим, к которому ребенок привык в Москве.

Вот тут случилась подстава, что нас очень злило, потому что несколько раз обсуждали и напоминали. Нас практически кинули.

Остановиться в 3 на перекус еще кое-как удалось уговорить. Но мне нужно было сварить суп и покормить малыша, а остальная часть команды решила, что они не голодны, к тому же одна байдарка ушла вперед (как оказалось, им вообще сказали, что перекуса не будет), и все снялись с места уже через полчаса. Мы решили остаться, нормально поесть и догнать всех чуть позже. К тому же начался дождь, который у нас быстро закончился, а ушедших сопровождал очень долго.

Мелкий уснул под елкой на телогрейке, накрытый дождевиком. Мы пообедали сами, залили детскую порцию в термос, собрались потихоньку, погрузились со спящим малышом в байду (спал он в итоге у меня на руках, так что греб только муж), и отправились догонять остальных. Но не тут-то было. Стоянка наша продолжалась не больше 1-1,5 часов. Догнали же мы нашу команду только спустя 5 часов и 2 небольшие сан-остановки, когда все уже остановились на ночь. Солнце уже практически село, и мы были готовы вставать на ночь отдельно (благо из-за ребенка раскладка у нас была отдельная) на ближайшей подходящей стоянке, когда вдруг обнаружились наши.

Прошли мы в итоге 37 км, и, как оказалось, зря так гнали, потому что успели сделать дневку и очень неспешно пройти весь остаток маршрута. В общем, мы были злы на всех и вся. Оказалось, правда, что злились и все остальные на одного-единственного человека, который это все и устроил, так что меня лично быстро отпустило, потому что всей команде такой подставы я бы не простила.

Да еще оказалось, что на карте плотина есть, а вот на деле ее не было, так что и здесь мы сэкономили кучу времени.

Ставились и ужинали уже в темноте. Ребенок встал посреди ужина и снова сам отправился спать. Да мы и сами после такого дня отползли от костра практически сразу после ужина.

На воде, если учитывать, что это был первый раз, мелкий вел себя очень даже неплохо. Год назад, когда мы на Плещейке взяли у друзей байду покататься, Никитос в ней не сидел вообще, постоянно вставал, пытался бегать и чуть не нырнул, так что покатались мы бувально 15 минут. В этот раз он первый сел в байду, разложил вокруг себя игрушки. Первый час играл в чаепитие и «ловил рыбу», потом развлекал себя перекусами и купанием кораблика и резинового тигра, а также обозреванием окрестностей (минут по 20-30 мог сидеть совершенно спокойно, ничего не делая, и просто смотрел – это ребенок, который дома и пяти минут на месте не сидит). Единственное – наотрез отказался надевать жилет, потому что он лез на уши и сильно раздражал.

Тяжело стало уже к вечеру, когда мы поняли, что грести нам еще долго, а усталость уже дала о себе знать, к тому же периодически начинал идти дождь, к тому же с ветром, который Никитос в принципе не выносит. Тут были крики, уговоры, отвлекали на всякую ерунду, тыча пальцем в дома на берегу, один раз даже повезло отвлечь надолго – нас сопровождал какой-то плавающий грызун, типа выдры.

День третий.

Решили сделать дневку, тем более, что поляна была просто шикарная. Просушились, позагорали, поиграли, поразлагались, в общем, как обычно.

А, да, наварили щей из крапивы и щавеля, которые в обилии росли на всех наших стоянках. В итоге щавеля еще домой каждый по мешку набрал. Ну и чай с земляничными листьями и можжевельником.

Мелкий, в свою очередь, сварил свой суп из шишек и палочек в общем кане.

Оказалось, что у одной из девушек в нашей команде где-то в деревне за 10 км жили родственники. Утром она ушла, и вечером вернулась, родственников не обнаружила, но с удовольствием побеседовала с местной древней бабулей и принесла щучку.

Нам, кстати, с рыбалкой в этот раз не повезло. Кроме подаренной щучки, больше рыбы не было.
Вечером мелкий, уже как обычно, рано уполз спать, так что нам даже удалось посидеть со всеми у костра. В итоге заигрались в крокодила и разошлись уже сильно после часа.

Всю ночь, как, в прочем, и предыдущую, прямо над нами заливался соловей.
Что не помешало нам встать утром очень даже бодро.

День четвертый.

Вышли опять по плану. Пройти, по прикидкам, предстояло около 25 км, хотя в итоге оказалось гораздо меньше.

По дороге (часа через 1,5) прямо в лесу обнаружили церковь, от которой сохранился весь каркас, и даже ступеньки в одной из башен. Рядом нашли могильную плиту с захоронением 18 века, но по строению церкви поняли, что она еще более ранней постройки. Рядом кладбище, за десять минут до нашего прихода прошли похороны, то есть кладбище действующее, но среди свежих могил нашли очень старые, с провалившимися надгробными плитами. У меня фотографий нет, если не забуду, вставлю позже, когда принесут.

На обед встали еще через час. У меня, к счастью, остался обед с предыдущего дня, так что готовить ничего не пришлось, да и все остальные расслабились так, что снова на воду мы вышли только через 2 часа.

На стоянке, кстати, было дикое количество клещей, мы только и успевали их с себя снимать. Решили, что это из-за лосей – вокруг стоянки обнаружилось огромное количество следов их жизнедеятельности, так сказать.

Оказалось, что идти до ночной стоянки нам всего 3-5 км, так что мы неспешно и с удовольствием в течение часа просто сливались по течению, болтая и расслабляясь.

Никитоса пришлось запихнуть в рюкзак, потому что спать он совершенно не собирался, увлеченный событиями и природой, так что заснул он только в 5:30 у меня на спине, что для нас очень поздно. Однако это не помешало мелкому вечером опять посреди ужина свалить спать))

Поскольку вес у парня уже приличный, а грести со слингом гораздо сложнее, чем идти с ним же, остановились и положили его прямо в очко все на ту же телогрейку, с которой он уже просто сроднился. Плеск воды и покачивающаяся байда способствует прекрасному долгому сну младенцев, надо сказать.

Стоянку пришлось искать долго, в итоге встали в неплохом месте, но с дурацким выходом из воды.
День и вечер прошли уже без проблем, с жарящим солнцем и в отличном настроении, что очень сгладило предыдущие обиды.

День пятый.

Это был единственный день, когдв утро оказалось гораздо холоднее, чем ночь. Из полаток все выползали поздно, помятые и утепленные максимальным количеством свитеров, как будто не май и река в Тверской области, а март и Кавказские горы.
В итоге весь день светило солнце, но стоило снять кофту, как ощущение холодного ветра заставлял пожалеть об этом решении.

Нам оставалось пройти всего около 10-12 км. Наметили выход в 11-11.30, чтобы потом нигде не торопиться. Но вот тут впервые за весь поход чересчур расслабились, и в итоге вышли значительно позже, что очень нам повредило.

Автобус должен был прийти в 16:00, а нам еще предстояло разбирать и сушить (хоть немного) байды, обедать и вообще кучу дел делать.

Кое-как нашли место для антистапеля, около какого-то, как потом оказалось, местного сельского ДК. Причем чуть ли не в чистом поле, окруженном деревнями, так что, пардон, даже пописать было практически негде. Костер пришлось разводить в какой-то яме, которую кое-как нашли в обрыве неподалеку.

У нас на всякий случай была с собой газ, так что я костра дожидаться не стала, и сварила обед на горелке, что оказалось очень мудро, поскольку пообедать мы успели буквально в последний момент, остальная группа жевала недоваренную на костре картошку уже в автобусе.

Назад доехали вполне быстро, но поскольку выехали только около 6 вечера, в Москве все равно оказались довольно поздно.

На обратном пути с мелким было нереально тяжело, поскольку на поспать днем времени просто не было, а в автобус он попал уже перегулявшим, так что всю дорогу стоял на ушах.

В Москве мы зашли к бабушке на Речном вокзале (где нас удачно выбросил автобус), переоделись с мелким, и в приличном виде (хотя и с обгоревшими рожами) двинули домой. Папа же наш взял машину (у нас самая большая из всей команды) и поехал на место, где автобус всех сбросил, чтобы отвезти байды и прочее барахло в гаражи. В ночи приехал к нам.

На следующее утро встали с похмельем от недостатка кислорода, а сейчас уже мечтает о летнем ПВД, но уже детском, с нормальным режимом стоянок.