Скандинавия 2011. Часть 4. Лофотенские острова

Буквально переехали границу, и начались каменистые горы и удивительные пейзажи. И в самых неожиданных местах приютились уютные домики-дачи разных цветов. Подъехать к ним на машине нет возможности, поэтому хозяева бросают свои авто прямо на дороге и дальше топают пешком по тропинкам. Я обожаю Норвегию за эти ее домики на камнях, за офигительные пейзажи! Ради этих красот я даже прощаю ей бешенные цены!

Уже в сумерках мы искали место ночевки. Дул сильный ветер и по небу гуляли тяжелые тучи. В такую погоду хотелось уюта и тепла. С завистью мы смотрели на кемперы, которым любая погода нипочем!

И вдруг на нашем пути возник кемпинг, куда мы и зарулили. Он оказался совсем новым и на газоне, кроме нас стоял всего один кемпер. Еще несколько человек жило в домике.

Получилось, что мы могли пользоваться кухней единолично! Ее то мы и оккупировали на весь вечер. Тепло, светло, картошечка с грибами пыхтит на сковородке, ребенок гоняет по полу и по столу машинки или плещется в раковине. Нам очень повезло, что вода в этом кемпинге безлимитная, а то было бы тяжело. А спать в палатке было совсем не холодно.

Подъехавшие земляки поселились в домике, а утром мы с ними пообщались и оказалось, что они целую неделю наслаждались солнцем, морем и рыбалкой на Лофотенах. Им очень повезло с погодой. Они загорали и даже купались на пляжах. На прощание мы получили от них советы и распечатанные отчеты других путешественников и двинули в путь.

А утром случилось чудо! Ветер разогнал тучи и явил нам солнце!
Вот и первый фьорд! А за мостом наша главная цель — Лофотенские острова!

Все! Мы на Лофотенах! Дальше начинается невообразимая красота — море, острова, укутанные морским виноградом, белый песок, острые зубцы гор, разноцветные домики и черника! Крупная, спелая, никем не обглоданная!

Продолжаем ехать по островам. Я думала там паромы везде, ан нет. Везде дороги и мосты. Паромы есть где-то, но мы без них как-то обошлись.

На одном из живописных пляжиков мы сделали привал и каждый занялся делом — кто пузыри пускал, кто учился спиннингом пользоваться, кто вел раскопки в песке…

Для ночевки нашлось дивное место у моря, отделенное от него и от дороги кустами. Там уже во всю шла золотая осень. А рядом находился загон для овечек. Там они бегали и радостно блеяли всю ночь.

Рядом с нами припарковался какой-то немец, взял удочку и пошел к морю и это был единственный шанс узнать, как работает удочка, и Паша побежал на мастер-класс :)). Оба вернулись без крючков. Морской виноград коварен.

Мы очень долго ждали заката, а он все не наступал. Уже поужинали, уложили малышню спать, посмотрели Доктора Хауса и только к полуночи солнце соизволило закатиться в море.

На следующий день приползли серые тучи и накрепко повисли в небе. Природа приобрела другие краски. Трава стала сочнее, морской виноград рыжее. Отлив обнажил белые пески.
Мы продолжали кататься по островам и любоваться северной природой. Гуляли в маленьких городках и рыбацких деревеньках.

Лофотенский архипелаг считается одним из старейших на Земле скальным образованием, его возраст около 3 миллиардов лет. Современный облик островов сформировался после окончания последнего Ледникового периода — около 10 000 лет назад. Хоть Лофотенские острова и расположены за Полярным кругом, севернее полюса холода Оймякона, однако из-за теплого течения Гольфстрим – средняя температура даже самого холодного месяца января — 1°C

В состав архипелага входят десятки небольших островков, а также несколько крупных островов. Все крупные острова и большинство маленьких соединяются друг с другом с помощью мостов, как чудесными нитями.
Мосты действительно очень живописны и напоминают диплодоков своими изгибами.

Основная автомобильная дорога архипелага тянется через весь архипелаг на 159 километров.

В самом крупном Лофотенском городе Leknes есть несколько супермаркетов и торговых центров. Там мы захотели купить сливочное масло и полчаса пытались понять где оно??? Какие-то упаковки разных форм цветов и на всех только норвежская мова. Цена, понятное дело, сильно выше возможной. Пачек, привычных нам нет вообще. Мы выбрали нечто, где нарисованы коровы и есть слова «пастеризованное».
При открывании это нечто оказалось цвета вареной сгущенки, а вкус вообще непонятно какой. Явно не масло. Скорей всего какой-то сыр. Но он у нас не пошел. До сих пор в холодильнике лежит.

Детские площадки в рыбацких городках представляют из себя шхуны на приколе со скалодромчиками, горками, канатными лестницами.
Вообще ощущения севера не создается почему-то. Смородина и овцы, как и у нас, домики в отличном состоянии с газонами, цветочками, луга выкашиваются и трава запечатывается в полиэтилен. Не знаю, как тут зимой, но вероятней всего, это просто летние дачи, а с наступлением холодов народ уезжает в города.

В Свольвере находится самый большой в мире музей викингов. А т.к. это было время тихого часа, то отправился туда один Паша. Рассказал потом, что там очень большая территория и пришлось ему ее оббежать, чтоб не сильно долго там застрять. И вообще холодно уже было, а он в одной майке пошел.

Желая посмотреть лофотенские пляжи, мы обнаружили какую-то крепость и что приятно, возле любой достопримечательности есть лавки-столики, где можно перекусить. Вот бы еще солнышко посветило!

На третий день пребывания на островах небо опустилось так низко, что казалось, мы его поцарапаем антенной машины.
Соседствующие викинги тоже собрали палатку и отчислились на 5 минут раньше нас, чуть не сбив овцу, закладывая вираж.
Самые хитрые овцы попряталась от дождя в норы.

Невероятная вещь – на пляже, где мы ночевали, находился туалетный домик, но вовсе не типа сортир, как могло бы быть у нас, а нормальный такой, с унитазами, туалетной бумагой и рукомойниками в отдельных кабинках! Это при том, что вокруг горы и овцы! Так что зубы мы почистили цивильно.

То и дело моросил дождь. В такую погоду ягодки уже не пособираешь, да и вообще лишний раз вылезать из машины не хочется. Снова обсудили, как же , наверное, клево путешествовать в кемпере и придумали себе машину мечты. Машина нашей мечты, это такой вездепроходимый комфортный сарай с пристройкой, который жрет мало, а едет хорошо.

Исторически Лофотенские острова считались центром трескового промысла в Норвегии — отсюда треску везли на рыбные рынки в Берген, а уже оттуда по всему миру. Уникальные климатические условия на островах создали идеальные условия для заготовки рыбы. Способ заготовки трески на Лофотенах дошел до наших дней без изменений еще со времен викингов.

На протяжение столетий Лофотенские острова были царством рыбаков, которые жили в рорбу (маленькие рыбацкие домики). Первые рорбу были построены еще 1120 году королем Ойстеном.

Еще одно место, достойное внимания– это Nusfjord. Это несколько в сторону от основной дороги. Старейшая Норвежская рыбацкая деревня на берегу живописного фьордика. Некоторые дома превращены в музей, где нету смотрителей. В сараях висят снасти, стоят лодки.
Особый колорит придают бордовые домики-рорбу на ножках, приютившиеся на камнях. В них можно переночевать и отправиться на рыбалку. А на скале живут чайки и плачущими голосами создают такую симфонию, что кажется, кто-то не дождался рыбака и оплакивает его.
На перилах развешены сушеные головы каких-то страшных, зубатых рыбин.
И что самое удивительное — тут произрастает красная смородина, ромашки и фиалки!

В сувенирном магазине мы обнаружили отдел спортивной одежды норвежских и шведских производителей. А скидки в 50% не оставили равнодушными. В итоге мы вынесли оттуда зимний комбез и штаны для ребенка и куртку папе, неизвестной нам ранее, фирмы Дидриксон.
В бывшем доке притаился ресторанчик, в котором мы решили «шикануть». Самое дешевое блюдо в меню содержало слово «лосось» и стоило около 25 евро. Перед нами в ресторан набилось 2 автобуса туристов и пока всех обслужили, мы уже готовы были сами кинуть удочку и все изжарить. Когда, наконец, сэлмона нашего принесли, оказалось, что это…просто бутерброд! Красивый бутерброд. За 700 рублей!!!!

Это был единственный порыв не готовить самим. Цены на еду в Норвегии шокируют. Но в супермаркетах еще можно найти божеские цены. Особенно нам полюбилась рисовая каша с черникой или другими ягодами. Её мы брали на перекус.

Из-за ухудшающейся погоды было принято решение катапультироваться на большую землю, по средствам парома, и мы двинули по направлению к поселку Å.
Снова за окном прекрасные пляжи, но выйти погулять желания нет.
По всем островам разбросаны экспонаты современного искусства. На этот раз нам встретилась каменная башня метра 3-4 высотой без окон и дверей. После нее мы укрепились в мысли, что смотреть подобное «искусство» для нас — потеря времени.

Долины с лугами стали меняться на каменные островки с домиками на курьих ножках. И чем дальше ехали, тем становилось их больше. А вот и поселок с лаконичным названием Å. Короче мы еще не встречали.
В этих местах нам встретилось очень много народа с рюкзаками. Наверное, рядом находятся интересные горные маршруты. Народ топал по дороге туда и сюда.
Мы же нашли место отправления паромов, где до ближайшего оставалось часов 5-6 и поехали гулять по окрестным деревням.
В одном поселке практически не было земли и дорожки сделаны из дерева и идут над водой. Много мелких музейчиков повсюду, макеты кораблей и домиков.
Вернулись к парому за 3 часа и заняли очередь аж в 3-м ряду. Время пролетело незаметно. Паша снова кидал удочку в бухте с игрушечными корабликами, я варила суп прямо на откидном бортике машины, а пупсо катало паровозики и машинки по асфальту. А когда мы допивали чай, прибыл паром.
У буржуев все цивильно — машины стоят отдельно, люди отдельно. Наверху целая палуба с мягкими креслами, со столиками, телеками, кафе. А кто хочет проветриться — много места на открытой палубе.

Чем дальше мы отдалялись от Лофотенов, тем яснее становилось небо, а оглядываясь назад, видели черноту. Это напомнило мрачный Мордор и у нас появилась надежда о солнечных днях.
Настала ночь и народ позанимал свободные кресла с целью поспать. Ну и мы немного вздремнули. Но не долго, потому что паром привез нас на большую землю, в город Bodø и там было так темно, что мы решили заночевать в кемпинге.

Другие посты об этом путешествии: