Шри Ланка, день седьмой: шриланкийские поезда

У меня оставалось 4 дня на Шри Ланке, при этом два последних я как бы уже провела на море.

Сначала я думала поехать по побережью в сторону Коломбо – еще на пару дней остановиться в Хиккадуве, потом еще пару потусить вокруг Негомбо и спокойно вылететь домой.

Но шило в известном месте предложило альтернативу. В Лонли Планет была же глава «древние города». То есть тут есть что-то явно более интересное, чем вода. Ну, не люблю я пляжный отдых. Да и поняла уже, что на Шри Ланку больше ехать не хочу, надо ж хоть посмотреть ее по максимуму.

Вот я и решила двинуть в те самые города. Подробно читать не стала: главное же – приключение :) Так, прикинула примерно.

Древние города – это Сигирия (Sigiriya), Анурадхапура (Anuradhapura) и Полоннарува (Polonnaruwa). То есть там еще много всего, но эти вроде как самые крупные и образуют своеобразный треугольник. Попадать в него удобнее всего, приезжая в город Дамбулла (Dambulla) – немного западнее Сигирии на карте. До Дамбуллы ходит множество автобусов откуда угодно. А из Дамбуллы также можно каждые 5 минут уехать в Коломбо, и раз в день (около 15 часов вроде) в Негомбо, так что можно вообще миновать столицу.

Но у меня ж есть поезд до Канди, а Канди – это совсем немногим южнее Дамбуллы. И я за каким-то хреном решила ехать на поезде. То есть я даже знаю, за каким. Я решила, что из Галле поезд пойдет прямо в Канди, и это быдет самый быстрый и прямой путь. А оказалось, что поезд идет через Коломбо. И идет он 7 часов. И еще и выходит в 14:45, то есть полдня я туплю и по сути жду поезда, а потом приезжаю уже в ночи.

Надо было, конечно, сесть с утра в 11:30 (спокойно проснувшись и поев) на поезд до Коломбо (посмотреть на этом отрезке на поезд, там народа мало). В Коломбо сесть на автобус в Дамбуллу. И таким образом, я бы доехала часов за 5-6 в общей сложности, сделала бы пересадку и оказалась бы сразу в Дамбулле. А так мы тащились 7 часов на поезде, да еще и приехали в Канди, то есть на утро нам предстояло еще проехать 2 часа до Дамбуллы.

В общем, ничего страшного не произошло, и вышло вполне сносно. Но можно было сильно облегчить себе и детям жизнь.

В Галле я приехала за полтора часа до отправки поезда (во-первых, мне нужно было выписаться в 12 из гостиницы, во-вторых, накануне мне сказали, что «нет, билеты никогда не кончаются, тут перед отправлением человек 200 будет стоять, еще и на крыше кто-то поедет»). Ехала я в этот раз на тук-туке, чтобы с вещами не лезть в автобус. Мужики сказали, что 400 рупий, я сказала, что вообще-то 250, но я дам 300. Мужики сказали, что у меня дети и вещи, а я сказала, что автобус стоит 10 рупий, а дети с вещами для меня не проблема, уж они могут мне поверить.

Мужики поверили, и мы поехали за 300.

На вокзале у касс не было никого, я спокойно купила свой билет во 2 класс (я-то надеялась на наличие первого, но были 2 и 3 классы). Стоил он около 250 рупий (то есть 2 доллара), а может, и 300. Но все равно не более 3 долларов.

Меня спросили, сколько мне билетов, а я спросила, покупаю я сидячие или лежачие места (сидячих я б взяла 2, лежачее – одно). Кассир вздохнул и сказал: «Если вам очень повезет, то какое-нибудь место вам достанется. Может быть». При таком раскладе платить за 2 места я явно не желала. Ограничилась одним (ехала всю дорогу на двух, доплачивать никто не просил, но я была морально готова).

Напротив вокзала Галле оказался парк с парой очень приличных детских площадок, несколькими фонтанами и лошадью. В общем, там было все для успешного часового пережидания. Было также мороженое и неизвестного происхождения плоды, которые оказалось весело собирать и затем раздавать прохожим.

На вокзал… Ах, да. Забыла сказать. За полдоллара я оставила рюкзак в отделении «почты» или уж не знаю где – на вокзале там посылки лежат и ждут отправки следующим составом. Там же стояла пирамида коробок. Оказалось, с цыплятами. Так что дети мои успели подвынести мозг почтовым работникам, которые с дури показали им, почему пищат коробки.

Так вот, на вокзал мы пришли примерно минут за 40 до отправления. Я думала – очередь занимать и вагоны штурмовать.

Как раз приехал поезд со школьниками. Школьники бросались друг в друга непонятными яблочками. Мои дети не остались равнодушны – Лиса поднимала яблочки и забрасывала обратно в школьников в вагоны, Григорий давил яблочки ногами. Ну, а чо я сделаю? Здоровые лбы, вагона 3, забавляются, а я скажу своим «сидите»? Нет, насидятся еще :) Ланкийские школьники почему-то с большим удивлением относились к тому, что Алиса тоже в них бросается. Наверное, у них девочки так себя не ведут. Девки сидели по вагонам и хизикали.

Следующий поезд был наш. Пришел полупустой (он проходящий), но народ-то, конечно, тут же туда понавскакал. У них-то нет двух детей, коляски, рюкзака и двух сумок. Я прошла пару вагонов, запихнула Алиску внутрь и сказала искать место. Затем заползла сама. Так, чтобы 2 места рядом – не было. Было много мест по одному. Что меня не расстроило. Ясно ж, если я займу два отдельных, тут же сосед меня или Алисы уступит нам свое – соседство с двумя скачущими детьми не делает жизнь проще. Жестокая правда, чего уж. Но совесть меня б не замучила – места в вагоне было много. Однако нам и так повезло – двое то ли ментов, то ли военных встали и ушли. Их-то места мы и заняли. Навалили своего барахла, что-то запихали наверх на полку. Коляска почти влезла под сиденье. Кааайф.

Поезд поехал, дети заснули. Алиса заснула, вытянувшись на двух наших сиденьях. Гриха заснул на руках, я разложила коляску, уложила его в коляску, и впихнула оную коляску туда, где у нас должны были быть ноги (между нашими креслами и передними). Ручки немного торчали в проход, но не мешали. Мне остался маленький пятачок на сиденье у Лисиной попы, ноги – в проход. Но разве это не счастье? Два места, спящие дети, работающий ноут? (Тут-то я и начала писать первую часть своего повествования о Шри Ланке).

Поезд был если не полупустой, то точно не набитый. Поначалу никто не стоял, к Коломбо и вовсе народа почти не осталось. Контролер прошел в начале, когда было много мест, я показала свой билет, его устроило, что он один, а мест я занимаю два. В целом, заняв эти места, я настроилась доплатить за второе (изначально-то я и не думала, что мне вот прям аж два места достанутся). Но нет, так нет.

Рельсы до Коломбо идут совсем по берегу: там и не скажешь, что это из окна поезда:

Дети проспали почти 2 часа. Потом час смотрели мультик. Потом ноут почему-то сел, а мы подъехали к Коломбо.

Вот от Коломбо все было жестче. Дети хотели пить, вода кончалась, а продавцы носили по вагонам все, кроме воды. Под конец нам отдал свою воду дядя напротив.

В Коломбо народ набился под завязку – люди висели надо мной. Опять пришел контролер, попросил у меня билет (у всех остальных тоже), но пока я его искала, ушел. Не знаю, как он отреагировал бы в ситуации набитости, но я б заплатила любые деньги, чтоб сохранить за собой второе место.

Дети устали. Выпустить бегать я их не могла, даже когда поезд опять опустел. Дело в том, что двери на улицу тут не закрываются. Совсем. Гриха пару раз пытался удрать. Его ловили. Один раз, когда я пошла с Лисой в туалет. Благо нас в нашем конце вагона уже знали, детей ловили и подкармливали, в двери выпадать не давали.

В какой-то момент (примерно через 5 часов после выезда) Гриха бросился на пол и решил там спать. Мне по началу эта идея совсем не понравилась (ну, какой может быть пол в индийском поезде?). Я его подняла, он начал орать, никакие конфеты не спасали: он хотел лечь на пол (кстати, местные ходящие по вагонам продавцы на лежащего ребенка реагируют куда лучше, чем стюардессы в самолете). Выручил дядя напротив. Он вежливо протянул пачку печенья с вопросом «может, это поможет?» Как же я была ему благодарна. Не сктолько за печение, сколько за отношение. Мужик в костюме, при ноуте. Точно был настроен не на детский ор, а на работу. И никаких «успокойте детей», «чо они у вас орут» и так далее. Даже укоризны во взгляде не было. Да еще и печенье его Гриху внезапно устроило, в отличие от нашего.

В общем, за последние 2 часа Гриха пару раз начал истерить. Один раз спасло печенье, потом еще что-то, потом я разрешила ему лежать на полу (он полежал 5 минут, понял, что «не айс» и перелег на кресло). Потом дети просто оба сказали «спать». Алиса ушла на соседние сиденья (поезд был уже пуст). Гриха потребовал разложить коляску. Оба сами заснули. Я легда на наши сиденья и тоже заснула.

Разбудили нас соседи. Предупредили, что следующая – Канди. Я собралась. Нарисовались два мальчика-помощника. Один помог положить Лису в коляску, другой первому помогал. Они вытащили коляску со спящей Лисой на перрон, второй (из пожарной бригады местный спасатель) проводил меня, катя коляску, до выхода с вокзала. Сто раз утонил, не помочь ли еще чем.

Села в тук-тук, сказала название ближайшего из найденных по Лонли Планету к вокзалу гестов (мне нужно только поспать и утром на автостанции сесть в автобус до Дамбуллы). По дороге водила предложил заехать «вот тут есть один получше и подешевле». Я такого очень не люблю, но в данный момент мне чем ближе к вокзалу , тем лучше.  Таким образом я оказалась опять в нашем «The Hotel». Мне даже в голову не приходило, что он так близко к вокзалу. Мы ж были на своем автобусе. И знать не знали, где тут общественный транспорт останавливается.

Хозяин меня узнал, тут же поселил, притащил все, что нужно (одеяла, полотенца, пульт для кондея, спрайт и ginger beer, а также открывашку), а потом долго ругался с тук-тукером. Обычно за привоз туриста они получают комиссию – 500 рупий. Дофига, по мне так. Очень довига, учитывая что я им плачу за провоз полную стоимость. Просто нахаляву пятая стоимость моего проживания. Конечно, эти деньги накручиваются на стоимость комнаты. Но тут вышел конфуз. В тот раз мы приехали сами, и хозяин назвал нам честную цену. В этот раз он не может назвать цену выше, то есть и тук-тукеру комиссию давать совсем не хочет (из своих-то).

Вечер с горячим душем, интернетом и спящими детьми под прохладительные напитки прошел прекрасно.