Первая часть новогоднего автотрипа: Берлин – Амстердам – Антверпен – Гент – Брюгге (Германия – Голландия – Бельгия)

Сначала несколько фактов, потом подробный рассказ.

Дети спят совсем не как в Москве. Они хуже спят ночью, сначала рано вставали (видимо, все же разница во времени сказалась), но зато много спят днем. Засыпают легко. К Антверпену все немного выровнялось, стали вставать после 8 утра. Ложатся после 9 вечера.

Коляска очень радует, ибо Гриха тяжел, да и Лисица не в восторге от длительных прогулок – не понимает она, зачем это все. А днем она много спит в коляске, если мы гуляем.  Хотя по Брюгге Лиса гуляла много и ногами – играла со всеми подряд в дракона. В коляске Григорий сидит хорошо. Но все же часто требует выпустить и либо ходит ногами, иногда за руку, либо просто бегает, лазит, радуется жизни и мешает целенаправленному перемещению.

Машина меня лично радует. Мы помещаемся все всемером, помещаются все наши вещи, при этом на руках никто вещи не держит, они распиханы по машине.

В таком виде мы нормально проехали 700 км от Берлина до Амстердама. При этом на 100 км/ч машина дает расход 7,5 литра на 100 км, при 120 км/ч расход увеличивается на литр до 8,5, а при 130 становится уже 11 литров. До кучи начинает свистеть багажник. Ехать больше 130 тут фактически нигде нельзя (кроме Германии, где скорость не ограничена на автобане). Едет нормально, тянет хорошо. Это при самой что ни на есть полной загрузке. Наш Туран 1,2 литра. Впоследствии оказалось, что и в горы она тянет хорошо.

По гостиницам никакого глобального фейла, все вполне интересно и хорошо. Только в Брюгге я все же погорячилась с разнообразием. Брать комнаты на всех (6-кроватные), да еще и без санузла я больше не буду. Выросли уже из студенчества :)

По детским расходникам: вот я люблю брать с собой то, что нужно. Потому что все равно приезжаешь «туда» и надо это покупать, так чего бы уже не взять с собой сразу. Но в этот раз у меня на момент выезда было около  8 грихиных памперсов, и в магазин не пошли. Взяли, что есть, решили остальное купить в Берлине. В итоге в Берлин приехали  в воскресенье, понедельник 26-го оказался праздником, все закрыто. В Амстердаме 27-го мы гуляли, а когда в 17:30 поехали искать супермаркет, нашли 3 маленьких, где ничего хорошего не было, и один огромный, который как раз закрылся. Итого минус более часа времени и никакого результата. Это еще хорошо, что есть машина. В Антверпене, наконец, нашелся супермаркет недалеко от дома. Но тут уже не было выбора – он был позарез нужен. Больше так не буду делать. Глупо тратить время отдыха-прогулок на лихорадочные поиски очень нужной хрени типа детских памперсов, которые можно было купить в Москве возле дома и просто положить в машину, в чужом городе. Впоследствии во Франции мы покупали памперсы двух разных видов, и все отстойные совершенно.

Далее по порядку:

Добрались из Москвы в Берлин быстро и достаточно легко.

Обосновавшись в берлинском хостеле, мы выдвинулись гулять. Погода довольно мерзкая, накрапывал дождик, мы искали завтрак (почему-то ступили и не поели в хостеле). В итоге завтракали капучино с круассанами в каком-то испанском ресторане. После чего мы с Алисой сказали, что хотим домой, и отправились в гостиницу, где плюхнулись каждая за свой компьютер, а Саша, бабушка и Гриша проявили большую сознательность и пошли по музеям.

Вечером мы уже все вместе выползли на рождественский базар: последний день в Берлине – 26-го. Сосиски, глинтвейн, Лису покатали на лошадках, обоих детей на каруселях. Гриха ужасен, он хочет всего, отодрать его от карусели невозможно, он орет, жуть. С трудом отвлекаем едой. Базар красив, Берлин стандартно уныл.

На утро нас ждал сюрприз: понедельник 26-го оказался праздником вдогонку к Рождеству. Так что шоппинг отменился. В 11:30 мы забрали родителей, прилетевших из Москвы в берлинский Тегель, распихали людей и вещи по машинке и тронулись в Амстердам.

Дорога не близкая, 700 км и около 5 часов, что ли. Дорога разделилась на 2 половинки. Первую половинку Алиса слушала плеер и играла с бабушкой, Гриха сначала орал, что хочет спать, потом спал часа полтора, потом с час прекрасно играл с музыкальными игрушками. Поели в «Бургер Кинге» на заправке по дороге, дети побегали и полазили по площадке минут 15. Вторую половину пути Лисица спала. И, как ни странно, Григорий большую часть пути тоже  опять спал. Так что дорога прошла как-то очень гуманно. Спали, кстати, все по очереди, кроме Саши, который так всю дорогу и не вылез из-за руля. Потом был поиск нашей квартирки в Амстердаме, которая оказалась квартиркой, а не хостелом, — к нашему восторгу.

Амстердам в этот приезд меня поразил. Я была здесь уже дважды, но оставалась полностью равнодушна. А тут меня прямо проперло – такие уютные улочки, каналы, прекрасные набережные, лодки, причем приятных улочек масса, и это не те центральные, по которым я ходила раньше. Столько маленьких аутентичных кафе. Люди на велосипедах, сотни людей, тысячи. Велосипеды какие-то непривычные, совсем по-другому выглядящие. Простые, но какие-то внушительные :) Множество способов перевозки детей: от разнообразных кресел до тележек, прикрепляемых к велосипедам. В каждой семье по 2-3 ребенка. Масса детей. Мне очень понравился Амстердам. По дороге в музей Немо я обсуждала с Алисой, чем Амстердам отличается от Москвы. Я предлагала варианты про каналы и велики, а Алиса сказала, что тут намного больше деревьев.

Про еду:  у нас постоянно были проблемы с тем, чтобы поесть вне дома. В нашем районе вообще забегаловки исключительно турецкие и китайские. Закрывались в 22:00.

В целом по Амстердаму куча турок, куча кебабных, китайцев, индусов. Местные ресторанчики в центре забиты под завязку – праздники. В общем, только один раз мы поели в простой едальне типа столовая, но местной, голландской. Вкусное мясо, что-то национальное на гарнир типа картофельного пюре, перемолотого с капустой.

В Амстердаме мы катались на лодке по каналам (13 евро с человека, с детьми ужасно, да и вообще меня не очень впечатлило – мне больше понравилось вдоль них гулять, но я уже каталась когда-то, так что, может, поэтому не интересно). Родители ходили в музей Ван Гога, им понравилось, говорят, огромный. Мы с Сашей водили детей в Nemo, это музей науки, типа нашего Экспериментаниума, вернее, это последний типа Nemo. «Немо» огромен – 4 или 5 этажей, куча всего, самые разные сооружения и нагромождения, устройства, для работы которых нужно около 10 участников, для старших детей опыты в сопровождении специально обученных дядей, отдел для тинейджеров про секс… Половину экспонатов (не те, что про секс) даже мы с Сашей не поняли особо. Было очень много народу, увы. Опять же – праздники. Вход – 12 евро со взрослого, дети до 4 – бесплатны. С едой в музее плохо. Только кафе с сэндвичами и хот-догами.

Nemo - девочка со спец-дядей делают опыты

Еще мы много гуляли. Родителей запускали в сувенирные лавки нюхать коноплю, а то они никак не могли понять, как именно оно должно пахнуть. Ходили по улочкам, вдоль каналов, нашли одну детскую площадку, на которой бабушки качались на качелях с Грихой, пока Лиса спала в коляске, а мы с Сашей пили кофе напротив.

Еще мы ходили курить траву. Сашину маму завлекли легко, моего папу с трудом. Моя мама – человек правильный, осталась с детьми. Если лет 7 назад в кофе-шопы можно было просто войти, сесть и покурить, то теперь звонишь в дверь, дядя открывает, продает, проверяет документ, потом нажатием кнопки запускает в комнату для курения.

Процесс покупки травы чудесен:

- Чего вам?
- А чего есть, мы не знаем, чего нам.
- Ну, вам марихуану, гашиш?
- Давайте 2 раза марихуану, 2 раза гаш.
- Ок, вот пакетик с марихуаной, вот тут гаш – я помечу буквой «Н», чтобы вы не перепутали.

Типа как картошку покупаешь – вот красненькая, вот беленькая, этой полкило.

Прошлись случайно и по улице красных фонарей. Дивы только вылазили из-за занавесок (рано было еще, обеденное время). Из всех виденных одна была реально миленькой, остальные… наверное, это называется, на любителя. Вообще, жутко смотрятся обвисшие животы и целлюлит, торчащие из-под кружевных трусиков и чулок. Или я все же не умею курить траву…

Проведя в Амстере вечер, полный день и еще полдня, мы стартовали в Бельгию, в Антверпен. Ехать 100 км, дети спали, мы выбрали на навигаторе «быстрый» вариант дороги. Наш отель «Этап»  находился за городом, возле «Новотеля» :) Заселились в комнатки, погрузились опять в машину и поехали есть и гулять по ночному городу.

Вообще, всю дорогу нам везет с рождественскими базарами. В Берлине последний был 26-го, мы попали 25-го. В Антверпене 28-го родители как раз успели полюбоваться всей красотой, поесть потрясающе ароматных бельгийских вафель под глинтвейн, и базар на наших глазах закрылся. Совсем. Наутро его разобрали. Зато 29-го в Брюгге рождественский базар все еще открыт. И опять карусели и запах горячего глинтвейна, который тут как-то смешно называется.

Вечерний Антверпен был приятен, как и утренний. Утро подарило нам немного солнца, пока мы гуляли в поисках завтрака (оказалось, еда тут начинается в 11:30). По счастью, уже настроившись на картошку-фри, мы наткнулись на прекрасное место: Break Point на пересечении улиц Reynders Straat и Hoogstraat  в квартале от главного собора, где за 10 евро на человека наелись на весь день омлетов, круассанов, прочей выпечки, выпили по 2 капучино, дети налопались до отвала. Мы были счастливы и благодарны хозяину, который, явно, и рулил на раздаче.

50 км, час пути (вариант «живописный», затем выехали на автостраду), — и мы в Генте. Сначала показалось, что фигня. Но углубившись в центральные улочки, поняли, что это просто сокровище. Домики, площади, улочки… каждая улочка прямо зазывает вглубь,  а вдали какие-то шпили, бредешь на разведку, а по дороге новые и новые узенькие мощеные переулки пытаются отвлечь от цели.

Еще 50 км «живописного» пути (дорожки типа велосипедных среди полей и деревень), еще час в машине, спящая Алиса (она еще перед Гентом заснула, и так и не стала просыпаться на прогулку), прекрасно играющий где-то на третьем ряду сидений с бабушкой Гришка, — и мы в Брюгге.

Брюгге – город-сказка. Настоящий средневековый город за рвом, при этом прорезанный каналами, въезды в город — через массивные ворота, внутри мощеные мостовые, все дома вводят в желание запечатлеть на память. Соборы, замки, стены, башни. Тут хочется бродить и бродить. Вот, вечером мы и бродили. Очень красивые витрины. Очень удачно магазины стали закрываться, а то Гриха бросался в шоколадные магазины, я в одежные, Алиса – в игрушечные и рисовальные. В какой-то момент, правда, дети оказались голодны, а рестораны шикарны (нам было жаль заходить туда, где свечи и белые скатерти). В итоге мы таки поели на центральной площади города в каком-то совсем не дешевом ресторане с белыми скатертями. К чести детей надо сказать, что и те скатерти, за которыми ели взрослые, не остались идеально чистыми – соусы, подаваемые к картофелю фри, сильно пачкаются. Сам процесс поглощения пищи в дорогом ресторане был познавателен. Кухня явно местная. Принесли совсем не то, чего я ожидала от тех слов, что заказывала. Как ни странно, дети наелись. Взрослые наелись тоже. Еда была непривычна и неожиданна, но вкусна (например, овощной суп оказался чем-то типа жидкого темно-зеленого пюре, рыбный – наоборот чем-то типа щей, причем острым, к нему подали натертый сыр, гренки и соус типа кетчупно-майонезно-чесночного). Сосиска внутри была какого-то коричнево-серого цвета (Григорий не стал философствовать и просто ее слопал, хотя она была ооочень не маленькая). Это самые интересные моменты.

Далее — вечер в баре нашего хостела под вино и вай-фай. При этом музыку выключили в очень пристойное время, все напившиеся были максимально вежливы, корректны и воспитаны, никто не орал и вообще голоса не повышал. Стены в хостеле тонкие, в нашей комнате было слышно, как в туалете за стеной чистят зубы :). При этом дети легко заснули, что говорит о качестве контингента.

И все же ночь у нас прошла крайне волнительно – Гриха решил заорать среди ночи (еще один момент против размещения в хостелах с детьми лет до трех, у них все же часто бывают такие истерики, когда не ясно, в чем дело, а они орут, а стены тонкие). Чего с ним было, неизвестно, но заткнулся он только, когда я ему продемонстрировала, что могу ухудшить его положение. Сначала он требовал идти из комнаты наружу и орал во весь голос. Попробовав его успокоить и не увенчавшись, я посадила Григория на второй этаж кровати к Саше. Там Гриха заорал еще хуже. Взяла на руки, он притих, но потом опять заорал. Я опять посадила его к Саше. Он опять заорал сильнее. Взяла его на руки и сообщила, что либо спать, либо туда. Гриха замолчал и заснул.

Завтрак был не роскошен, но вменяем: мюсли, хлопья, молоко, чай-кофе, тосты, всякие намазки типа масло, сыр, мед, нутелла, джемы.

После этого мы полдня гуляли по Брюгге вдоль каналов и по городским улочкам. Уютно. Солнечно. Мостики через каналы, поросшие зеленью старые стены домов, беседки, фронтоны, цветы на окнах. Машины смотрятся в этом окружении очень странно. На вид здесь уместны лишь велики и пешеходы.

Затем я догналась шоппингом:  тут есть магазины, чего не ожидаешь от средневекового замка :) HM, C&A, Mexx, Zara, Springfield, — все, как у людей. Осознала, как же я все же люблю интернет-шоппинг, когда можно хоть час втыкать на один товар. Никакой скачки по магазинам, не надо таскать в руках вещи (можно просто открыть несколько вкладок браузера), можно ознакомиться с отзывами других покупателей… Ну, и скидки… Свитера в Tommy Hilfiger – по 130 евро. Из Америки я заказывала по 30 долларов + копеечка за доставку.

Все, старт в Париж. Спасибо тебе, Бельгия, за картошку фри и вафли.

От Германии мы не видели фактически ничего – не было такой цели. От Голландии – только Амстердам, остальное проехали по автострадам, ибо хотелось быстрее преодолеть дорогу. А вот по Бельгии мы хорошо покатались: посмотрели 3 города, причем, видимо, самые живописные, поездили по маленьким дорожкам через всю страну, по деревням и полям, поели вкусного местного. Мне понравилась Бельгия. Уютно, красиво, немного излишне чопорно-европейско, но при недолгом визите это приятно. Наверное, жить долго я бы предпочла в Амстердаме, а вот приехать на «посмотреть» — в Бельгию.

Едем в Париж, по Франции напишу отдельно.