Охота на гигантскую раффлезию

Собственно, на деревнях свое пребывание в Буиттинги я собиралась завершить. И отправиться на Манинджау или в долину Харау (в пользу которой я сделала выбор в прошлой серии). Но вечером после осмотра деревень девушка на ресепшн вдруг бросилась мне навстречу: в лесу нашли раффлезию, и она еще вполне «ничего». Раффлезия… Самый большой цветок в мире. Я о ней давно мечтаю, но вообще-то не сезон. В тот день, когда мы приехали, я спросила насчет возможности увидеть цветок, и девушка сказала, что сейчас отцветает один, и он уже совсем черный. Ехать смотреть сгнившую раффлезию мне не хотелось. И вот, такой сюрприз! Остаемся! Едем смотреть на красоту.

Кстати, если у вас сложилось впечатление, что раффлезии растут в каком-нибудь зоопарке, где дворник регулярно проверяет, расцвела ли очередная, то вы ошибаетесь. Раффлезии растут в джунглях. И расцветают в разных местах в разное время. Условно говоря, цветок цветет раз в три года (подробнее ниже). Так что никто толком не знает, когда раффлезия будет, а когда не будет, и если будет, то где. Цветет она около 5 дней. То есть у местных ребят есть постоянная задача – бегать по лесу и искать раффлезии. Чтобы потом водить к ним туристов.

Поехали! На сегодня запланировано посещение раффлезии и отбытие в долину Харау. Так что надо быстренько обернуться… Маршрутка до автовокзала и…. около полутора часов ожидания, пока маршрутка наберется полной. Да, давненько со мной такого не случалось. Ну, то есть случалось на Филиппинах по дороге в Манилу, и там мы ждали часа три. Но все равно, массово теперь транспорт ходит все же по расписанию. Дети играли в маршрутке, валялись по полу вокзала, носились с воплями, что-то ели. Наконец, мы тронулись. На переезд ушло куда меньше времени, чем на ожидание.

На маршрутке, кстати, было крупно написано «РАФФЛЕЗИЯ». Для глупых туристов. Я еще несколько раз уточнила у водителя, что он нас точно «выкинет» там, где раффлезия: ехать до конечной мне не улыбалось.

В месте высадки на трассе стоит пара магазинов. И, конечно, местный встречающий. На встречу выделяют англоговорящего парня. Он же водит большие группы. На маленькие типа нас гидами выдаются не говорящие на цивилизованных языках парни. Что куда приятнее – не такие наглые. В общем, парень мне объяснял, что платить надо больше, а я объясняла, что платить надо, сколько написано на стене хостела на информ-листке. Парень объяснял, что нынешняя раффлезия расцвела далековато, и идти не полчаса, а больше часа, а я говорила, что ничего не знаю, хочу дешевле. В общем, мы попререкались, я сообщила свою окончательную цену, мальчик почесал в башке и привел другого, местно-говорящего, согласного на мою цену.

Парень оказался страшно милыми в высоких резиновых сапогах. Мы оказались неподготовленными, в кроксах и сандалях. Первые метров 200  я несла Григория по деревенской дороге, Алиса скакала рядом, гид вышагивал впереди. Вокруг сушилась корица в разных проявлениях. На солнце очень красиво выходило. Я вообще люблю все,что сушится в разложенном посреди дороги виде, а тут еще и солнышко, и кошки, и мешки яркие…

После деревни шли по вот этой тропинке. А лезть нужно на дальний холм.

А затем началась трава. Тут гид подхватил Алису на спину и следующие пару часов она там и провела. Подъем (по словам местных) нас ждал в 300 метров. И, наверное, они были правы. Потому что более часа мы все время лезли наверх по джунглям. По ручью, через древесные завалы, через осыпавшийся песок, по грязи. В самом конце приходилось фактически подтягиваться, хватаясь за ветки — было круто и очень скользко. Сказать, что я задолбалась, значит не сказать ничего. Гид был худой и некрупный, так что сказать, что он задолбался, — тоже значит не сказать ничего. Алиса тяжелая девочка. Но предположить, что она это пройдет сама, было бы глупо. То есть она бы прошла, но мы бы шли раза в четыре дольше. Мне было грустно, потому что шла я в кроксах. Как только в них попадала грязь, он начинали скользить. Скользить внутри тапок при крутом подъеме очень неприятно. Особенно когда у тебя за спиной сидит нечто недовольное весом в 16 кг.

Но мы залезли. С другой стороны, куда нам было деваться?

Раффлезия оказалась ярким красным пятном посреди темных джунглей и грязи.

Она была не такой крупной, как я рассчитывала, около 70 см в диаметре, но и это для цветка не мало. Мясистые лепестки, целый потусторонний мир внутри цветка, прилеплена прямо к земле (в смысле, сам цветок торчит прямо из земли, никакого стебля у нее нет, цветок вырастает на корне другого растения – красивый паразит).

Вот что рассказали местные, и Википедия с ними совершенно согласна: «Развитие раффлезии происходит медленно: от высева семян до появления бутонов проходит около трёх лет, ещё от девяти месяцев до полутора лет требуется бутону, чтобы превратиться в открытый цветок. Но время функционирования самого цветка раффлезии очень коротко — всего двое-четверо суток, после чего он начинает разлагаться, постепенно превращаясь в бесформенную массу чёрного цвета».

Алиса была заворожена – она до сих пор помнит цветок. Трогать его она слегка опасалась: мало ли, съест ни дай бог. Выглядит он так, будто и правда может съесть. Трехлетний Григорий сообщил, что никакие цветы ему не интересны, сел на пенек и ждал, пока мы напрыгаемся вокруг этого чуда природы.

Конечно, выглядит странным тащиться час в одну сторону на автобусе, не считая еще часа-полутора ожидания, а потом еще час-полтора карабкаться по скользкой тропе через джунгли, только для того, чтобы посмотреть на цветок. Но, тем не менее, прогулка наша меня совсем не разочаровала. Не разочаровала она и Алису. Раффлезия — странное и непривычное растение. Смотрящееся как летающая тарелка, настолько неуместно она выглядит лежащей на земле, огромная, яркая и какая-то вся нереальная своим строением.

Дорога обратно далась куда легче – вниз, все-таки. И известно, где конец. Дядя терпеливо донес Алису до самого конца. В деревне внизу предлагают продегустировать кофе-лювак. Но мы поспешили на трассу – и так в поисках цветка мы провели куда дольше, чем планировалось. Дяденьке-гиду в итоге с радостью дали ту самую сумму, что с меня изначально просил англоговорящий представитель местных гидов. Дядя отработал честно, идти и правда оказалось очень далеко, да и Алису он таскал (я-то была уверена, что Алиса справится сама).

Ожидание обратного автобуса затянулось – первый прошел, не остановившись (полный). Второй остановился, чтобы сказать, что он полный,  но я предпочла не слушать, а просто запихать в него детей. Ждать на обочине еще час очередного полного автобуса совсем не хотелось. А мы не гордые, прекрасно распихались по лавкам среди местных. Дяденька удивленно что-то говорил на бахасе, явно советуя подождать более комфортного транспорта. Но я уверенно сообщила, что «Букиттинги» и вцепилась в лавку. Доехали быстро.

Все, фактически программа-максимум по Суматре выполнена.

Орангутанги со случайным дополнением в виде пещеры

Деревни батаков и водопад Сиписо-Писо

Необитаемый остров

Озеро Тоба

Деревни Минангкабао

Раффлезия

Осталась пара дней на отдых, а затем мы летим домой, в Москву. Для отдыха я выбрала долину Харау. И постфактум могу с уверенностью сказать – это место тоже обязательно для посещения на Суматре. Очень здорово, что я доехала туда.

Напоследок вот вам еще цветочков:

С горизонтом тут все нормально, ничего никуда не завалено. Просто вырос цветочек на склоне, а не в поле. И да, стоять тут довольно неудобно, приходится за ветки придерживаться.