Остров Силаден на севере Сулавеси (сосед Бунакена и ее пляжная альтернатива)

Улетая на Сулавеси, я не знала, куда именно поеду, и на что хватит моих сил. Мне очень хотелось в Тана Тораджу и на Тогеаны. Я понимала, что по дороге попаду в Тентену и Ампану. Я была не против заехать в Макассар, но не сложилось. А с северным Сулавеси было несколько вариантов.

Можно было после Тогеанов улететь прямо из Горонтало, можно было доехать до Манадо и посмотреть его окрестности.

В Ампану ко мне приехали Катя с Юрой, перелет у них вышел очень дорогой, и обидно было улетать после недели на Тогеанах (теперь, конечно, мы провели бы на Тогеанах недели две и улетели сразу). Катя читала про Бунакен, я скептически относилась к нему, предполагая, что там прекрасный подводный мир и начисто отсутствуют детские пляжи.

В итоге мы доехали до Манадо, поселились в Istanaku Guesthouse и поместили свое сознание в интернет. На просторах сети данных было не очень много.

С Бунакеном все было просто и ясно. Два пляжа – болотистый и грязный. Прекрасный подводный мир. Жилье на разный вкус и кошелек. Не совсем плохо, но нам не очень подходило. Катя хотела хорошего пляжа – с маской она не особо плавает, а моря для себя и детеныша ей хотелось.

Помимо Бунакена есть над Манадо еще острова. Есть и с курортами, например, Bangka. На ней курортов около 6. На остальных по одному-двум, все дорогие. И есть еще Силаден (Siladen Island). Он совсем возле Бунакена. Отзывов про него было не очень много, но все говорили, что если вам пляжа, то надо ехать не на Бунакен, а на Силаден. Pleasant, white sandy beach и так далее. Вот мы и решили ехать на Силаден.

Трудности начались сразу. Никто просто не знал, как на него ехать, по каким дням и во сколько. Опираться только на данные Лонли Планета доисторической давности не хотелось. Нашли телефон самого дорогого Siladen Resort And Spa Manado and Spa, там нам сказали, что лодки уходят от fish market’а, все дни кроме воскресенья, около 14:00 (в ЛП было написано все то же самое, но время – 15:00, сразу скажу, что ЛП был прав). В понедельник вызвали любимое такси, попросили отвезти к лодке на Силаден. Таксист долго звонил, потом привез к какому-то странному причалу. Мы гордо сказали, что нам нужен public boat, а тут им и не пахнет. Таксист почесал репу, остальные присутствовавшие почесали репы и отправили нас таки куда надо.

Рынок такой прям индонезийский-индонезийский. Благо такси остановилось прямо у причала нужной лодки. Такой страшненький, заплеванный, заблеванный, забегаловки грязненькие. Не то, чтоб я в таких никогда в жизни не ела, но удовольствия от этого не испытывала точно никогда. Зато можно купить печеньки-булочки-воду.

Лодки стоят у причала, на них постепенно загружаются прибывающие. Кто-то уже сидел в лодке, уже стояли мешки с рисом и строительным песком. Приехали мы к часу, ожидая отправления около двух. Уплыли в три двадцать. Дети слегка подошалели ждать, мы, в целом, тоже. Воняло бензином, потом еще дождь полил. Все лодки завесились от дождя занавесками, а наша нет. Мы приютились на мешках с песком и рисом. Дети катали по ним машинки и прыгали. В целом, сидеть в лодке куда приятнее, чем сидеть в автобусе, только воняет и дождь поливает. Но лучше б мы сразу отплыли :)

Там рынок, а мы внизу, в лодке

Вот в этой лодке, с деревянным сортиром по центру

Рынок, значит. На Бунакен и Силаден отсюда

А это на самом деле не разноцветные лодки, а проплывающие стаканчики

Плыть до Силадена недолго (не более часа), по дороге лодка притормаживает у Бунакена, из нее выпрыгивают на причал те, кому туда надо (пара человек, остальные плывут на Силаден).

Плывем на лодке, значится...

Что мы нашли на тему жилья: на Силадене 5… ээээ… отелей. Дорогой Siladen Resort And Spa Manado (стоит около 280 евро), и далее Onong (оказались комнаты по 65 и 80 евро), Tanta Moon (оказались комнаты по 180, что ли, евро),  Bobocha Cottages Siladen (бывший Auberge, пока он был Обержем, цены были хорошие, в нынешнем состоянии цен не знаю, все уехали в Сингапур, бунгало были закрыты, но выглядели приятно). И единственное бюджетное жилье на острове – Tanta Marta.

Мы целились в Оберж (еще не зная о том, что он уже не Оберж) и в Марту. Цен мы не знали точно, сведения в интернете преимущественно каких-то 2007 годов. Вопрос цен прояснился тольк по прибытию на Силаден. И вот мы пристали у Силадена. Посреди жуткой помойки. Возле помойки – отель. Tanta Moon за более 100 евро. Но при ней дайв-центр вроде, тут хоть можно из комнаты сразу в лодку и дайвить.

Наша лодка проехала еще немного. И остановилась – вот и они, Tanta Marta и бывший Auberge, закрытый по случаю отъезда хозяев. Оба жилья стоят бок о бок, кусок пляжа у них один фактически.

Ну, что я могу сказать. Конечно, я жила в таких домиках даже с детьми. Не самые страшные в мире домики. Очень простые, сбитые из досок, в комнате кровать (в нашем доме – две кровати) и «будуар» — столик типа компьютерный :) Есть розетка. Есть даже санузел.

Плохое:  (помимо того, что домик мягко говоря никакой, не аккуратный, без какого-либо намека на уют) москитные сетки на кроватях с дырами, до самой кровати местами не достают, так что спали мы обмазанные репеллентами, в изголовье кровати зажгла спираль от комаров. В таком варианте нас не кусали или почти не кусали. В туалете обитало несколько крупных тараканов – часть мы замочили средством, часть сбежала, но ходить туда от этого больше не захотелось. Баки с водой (которые типа манди) какие-то такие замусоленные, что оттуда воду совсем брать не хочется, даже себя мыть. Слава богу, есть кран, можно мыться оттуда.

Ну, и самое плохое: пусть бы все так, я б прожила пару дней так, если бы вокруг шумели джунгли и расстилался божественный пляж (как на Пангемпе или Кадидири вполне бы, кстати, хватило). Но вокруг была средней грязности деревня, пляж чистили, но только у домиков – дальше те же кучи мусора, в воде на дне мусор, с утра приплыло целое мусорное течение… Ох, где же наши Тогеаны?! В этот момент нас уже не смущали 10 часов до Горонтало. Если б накануне мы не купили билеты из Манадо, мы б сели на машину и поехали обратно на Тогеаны. Честное слово. Улетели б потом из Палу или Лувука.

Но что делать-то, поселились. Темно уже, остальные резорты стоят бешеных денег. Переночуем по-студенчески, куда деваться. Хозяйка в целом вполне мила, еще какие-то люди тоже вполне улыбаются. Цена сначала была 400 за всех, потом стала 300 (они видели, что мы хотим поселиться в другие места, ищем-ходим). Это с едой на всех, включая детей.

Силаденский закат

А вот наши домики в Марте в ночи

С едой, кстати, было плохо. Они не знали, что гости приедут, так что на ужин были макароны, рис, яйца и бананы. А на завтрак булочки и бананы. Ох. Фатхилла, где ты?

В итоге мы успели пообщаться с хозяевами Onong Resort несколько раз. Там хорошо говорят по-английски, дяденьки приятные, не пытались заманить к себе, поняв, что по деньгам мы ограничены. Дали пароль от своего интернета, так что с утра мы кое-что смогли посмотреть. Там нам сказали, что если нам не мил Силаден, но на Бунакен и соваться нечего. А вот на Бангку можно – там типа пляжи, и деревни нету при этих самых пляжах. И наметились мы на Бангку.

Итак, как мы провели свои полдня на Силадене:

Высадились у Марты, пришли в легкий ужас, сморщили нос и пошли осматривать окрестные резорты. Послушали про все сотни евро за ночь и пошли жить к Марте и ее тараканам. Как раз стемнело, когда мы затащили вещи. Успели поиграть, съесть свой рис на ужин, разорить Марту на кнопки для прикрепления хоть части сетки к кровати, термос с горячей водой на ночь (нам ж кофе пить) и одеяла и положили детей спать. Это самый приятный момент – тут прям жизнь закипает. Выползли на веранду. Вокруг темень кромешная, на небе звезды. В ночи мусора не видно. Тараканы далеко – в туалете и, наверное, в комнате. На террасе их нету. Еще генератор работает, то есть присутствует свет и электричество для зарядки компа.

Зажгли стомиллионов спиралей от комаров по всему дому и на террасе, приготовили свечки на ночь. Обмазались, заварили капучино из пакетиков, вафли принесли. Сначала «Девушка с татуировкой дракона» — старый вариант, шведский. Понравился. Потом «Очень опасная штучка» — это я накачала глупостей, ибо на Тогеанах кино у нас было интеллектуальное. В процессе «Штучки» мы обсуждали планы на будущее.

Селаден, на который мы так надеялись, не оправдал себя. Вроде даже кто-то сказал, что на другой стороне острова есть хороший пляж (сказал местный, так что это не факт). Но жить-то все равно негде. И у Марты с тараканами и рисом с макаронами на ужин не хочется, и за 50 евро за ночь (вроде в Ононге падали до этой цены). Ничего среднего нету просто. Грустно. Надо бежать отсюда – это ясно. Можно было пробыть еще день, чтобы уж окончательно исследовать остров, но тогда оставалось мало времени для маневра.

Нам обещали общественную лодку на утро (кстати, с Селадена на так легко уплыть, общественных лодок на Бунакен нет, в Манадо – как повезет, чартерная лодка – 150-200 000). Мы решили бежать на Бангку. План был таков: просыпаемся, завтракаем, я заплываю с маской, ибо все ж надо отметиться и глянуть, что там, кто-то из нас бежит в интернет в Ононг смотреть контакты жилья на Бангке, садимся в утреннюю общественную лодку и сбегаем на ней в Манадо и далее на Бангку.

Утро началось по плану: детям была выдана «Белка» («Ледниковый период»), приправленная пачкой шоколадных шариков, а я погрузилась в воду. Вернее, погрузилась я не сразу. Зашла по колено и замерла у начала травы: в траве жило много-много самого разного нового и древнего разноцветного мусора. А мне нужно опустить туда лицо и плыть… Постояла я и поплыла. Чего делать-то. Первые метров 15 просто водоросли, а потом постепенно начинаются кораллы. Со сноркеллингом тут, конечно, просто офигительно – очень длинная полоса, когда кораллы внизу метрах в полутора-двух. То есть близко настолько, что хорошо видно, но достаточно глубоко, чтоб были не только мелкие рыбки. Рыбок множество, пестрые стаи мечутся во все стороны. Я прямо залюбовалась. И очень пожалела, что на Тогеанах ни разу не пошла плавать с рассветом – явно с утра рыб больше должно быть. Риф большой, широкий. Хочется плыть туда, вдаль, к тому месту, где он уходит в глубину. Но тут путь преграждает мусор. В этом месте идет мусорное течение с Манадо. То есть тебе надо переплыть поперек метров 5-10 просто помойки. Пакеты, стаканчики, коробки какие-то… Я напряглась, выбрала место наименее мусорное и сделала рывок вперед. Уффф. Красотень! Риф уходит в глубину, риф очень красивый, кораллы красивее тех, что я видела на Пангемпе, больше живых кораллов. Огромные заросли, многоярусные, куча рыб. Сразу увидела несколько новых. Рыбы крупнее. И течение как раз идет вдоль рифа. Ложишься – и тебя несет по самой кромке по самым интересным местам :) Грести нужно, только если хочется подольше задержаться в одном месте. Я плавала минут 25 и решила, что пора: дети начнут орать, да и дел полно. Обидно, конечно, но течение очень сильное, несет в сторону от острова и не понятно, когда я потом выберусь (а я без ласт).

Поплыла. Это сложно, несет основательно. И тут впереди опять эта помойка. Ужас просто. Теперь у меня уже нет сил выбирать место почище, теперь остается только изо всех сил грести вперед. Просто ужасно плыть между пакетами, которые за ноги задевают. Фу. Может, во второй половине дня течение уносит весь мусор? Вчера вечером мы не видели этой пакетно-стаканчиковой реки…

Дети все еще сидели за Белкой и шоколадными шариками, предусмотрительно им выданными. Позавтракали булочками и бананами, покидали шмотки в рюкзак, и я побежала в Ононг. Найденное мной на тему Бангки заставляло задуматься. Резорты назывались «Новотель», «Астон Мартин» (или что-то наподобие) и были похожи на шикарные люксы с конференц-залами… Я пошла обратно. А общественная лодка уже приплыла. Идет в Манадо без заезда на Бунакен. Мы даже не успели обсудить ничего – бегом до места причала, вещи в лодку, плывем. Звонить с лодки невозможно – шум мотора заглушает все.

Кстати, вчера мы приплыли, и мужики с лодки попросили с нас 100 000 при том, что мы на лодке спросили людей – проезд стоит 10 000. Я сообщила, что знаю цену – 10 000. Дядя задумался и сказал 20 000 с человека. Ну, вот я вам и дам по 20 за двоих – дала 50 000 и не стала просить сдачу (в Лонли Планете было написано, что 25 000 стоит проезд, так что 50 вписывалось в мою картину мира, к тому же мужики около часа ждали оплаты – мы забыли о них и пошли искать жилье, а они не сказали ничего, просто сидели у Марты и ждали).

Когда мы погрузились в обратную лодку (в ту же самую) первое, что нам сказала некая вчерашняя тетка – это что проезд стоит 25 000. Если честно, я собиралась опять отдать 50 000 за всех, то есть сделать, как она и хотела. Но сие сообщение вместо «с добрым утром» меня выбесило, и я ее обрадовала, что проезд стоит 10 000. Она возразила, что туристы и местные – не same. После этого я замолчала. Выгрузились, протягиваем капитану 20 000. Тетка начинает вопить, что все не правильно, что мы не местные, что нам нельзя как местным, что это все ужасно. Сообщаю, что все люди – человеки, беру рюкзак, еще раз предлагаем ей 20 000. Она вопит, чтоб мы больше не ездили в Индонезию, мы сообщаем, что она – единственное зло на всю Индонезию, берем вещи и уходим искать такси. Тетка была в шоке. По ходу, она не рассматривала такую возможность: что мы просто уйдем. Истерички – это смешно в любой стране :) Через метров 10 нас догнал тихий капитан, Катя с улыбкой протянула ему двадцатку, он с улыбкой взял, мы сообщили друг другу, что terima kasih (спасибо, то есть). Очень это вообще действенно: самим определяться, сколько мы хотим дать, и, если кого-то что-то не устраивает, просто уходить. Тут же наш вариант оказывается вполне приемлемым (впрочем, мы никогда не занижаем цен и легко можем дать больше, если контрагент не наглеет).

Такси нашлось сразу в виде синенького микролета, который на время перестал быть рейсовым по нашей просьбе. Просто со всем вещами мы ровно и заняли все места микролета, а так нам не пришлось искать остановки рейсового. Нам нужно было в Мегамолл –звонить на Бангку, кормить себя и детей и приходить в себя после жаркой и вонючей лодки. Хотелось интернета и кондиционера, а также детской комнаты, чтобы выключить детей. Все это было в Мегамолле, доставка — 25 000 (менее 3 долларов). Изначально микролет всегда хочет 50 000 за смену статуса с «общественный» на «частный», но вполне соглашается и на полцены.

Дальнейший internet-surfing выявил следующее: Бангка – огромный остров, пляжи там есть, но резортыв несколько этажей, с бассейнами, с не включенной едой. В общем, не наш уровень. Увы. Пара звонков выявили, что там еще и заняты все доступные хоть более или менее опции. Еще раз увы. Но с Силадена бежать все равно нужно было. Если б хоть детей не было, можно было просто проводить сутки в воде над кораллами, а ночью не смотреть на тараканов…

Посерфили еще. И ничего не насерфили. В окрестностях Манадо есть еще озера с вулканами, на которые нам не залезть в имеющемся составе. Бунакен, на который мы не особо хотим. И национальный парк Tangkoko (Tangkoko-Batuangas Dua Saudara), в который я изначально собиралась заехать, ибо там природа, звери и пляж. Вот на него-то мы в интернете и наткнулись, а именно на Pulisan Jungle Beach Resort. Кате хотелось комфорта, я тоже была на него вполне согласна. Цена на проживание была почти переносимой, фотографии бунгало достойными. Позвонили, уточнив, что Family Room свободные есть, и отправились в путь. Хотелось поскорее выехать из города.