Рубрики

На автомобиле на Алтай

Сроки поездки: 9-14 августа 2011 года.

Начиная рассказ о нашей поездке на Алтай сразу оговорюсь, что в ней нет ничего необычного. Мы не рвались на плато Укок, не стремились покорить перевал Кату-Арык, чтобы добраться до южной оконечности Телецкого озера, нас не влекли монгольские степи и автономное путешествие через Алтай в Туву. Это прекрасные маршруты, и они нас ждут впереди. В этот раз мы просто решили провести часть отпуска в горах, чтобы посмотреть на достопримечательности, доступные на обычной легковушке. Бабушка, впрочем, отдавая нам свой праворукий Nissan Wingroad, забила багажник всем, что может понадобиться в автономном путешествии: на всякий случай мы взяли палатку, спальники, котелки и запас провизии на несколько дней. И вот, Иван Михайлович (год и три месяца парню) занял свое место в автокресле, azol_ogromova были делегированы обязанности штурмана, я протер лобовое стекло, попинал колеса и мы поехали.


Первый день практически полностью ушел на дорогу. У меня в легковушках жутко затекает нога, так что мы периодически останавливались погулять. Пообедали близ Тальменки, зашли в супермаркет «Мария-Ра» в Бийске, перекусили в Сростках, проехали мимо Горно-Алтайска и к семи вечера были в Усть-Сёме.

Еще до поездки я читал о рекомендуемых турбазах, на одной из них («Кедровый остров»), в паре километров от поселка, мы и заночевали. Ночевка стоила две тысячи за номер в коттедже (горячая вода, душ, все дела), плюс триста рублей за завтрак в ресторане турбазы. Планируя бюджет поездки я изначально и ориентировался примерно на такие суммы, так как хотелось путешествовать без экстрима и с комфортом.

Наутро пофотографировались у Катуни и поехали дальше по Чемальскому тракту.

Иван Михайлович успешно заснул, так что мы решили проехать Чемал и добраться до Куюса, где согласно путеводителю должны были увидеть петроглифы. Дорога перешла в грейдер и мы тряслись по нему пару десятков километров, а после Куюса дорога испортилась настолько, что несколько раз чирканув по камням днищем я предложил остановиться и дойти до места пешком. Судя по указанию местного жителя, который близ дороги содержит что-то вроде автосервиса для таких путешественников, как мы, мы были уже совсем рядом и там должен был дежурить экскурсовод. В общем, мы не нашли ни экскурсовода (хотя место его обитания обнаружили), ни петроглифов, хоть и осмотрели все доступные скальные выходы.

Возможно, стоило проехать дальше, но посмотрев, как высекая дном искры и дымя резиной пробирается навстречу Toyota Vista, мы решили отложить эту идею до следующего путешествия. Погуляли, немного перекусили и поехали вниз, в Чемал.

К моему удивлению обнаружилось, что в Чемале нет ни одного заведения, где можно нормально поесть: лишь какая-то полузакусочная и безжизненная «узбекская кухня». Позже мы узнали, что вся жизнь кипит вокруг Чемальской ГЭС, где есть и кафешки, и сувенирные лавки, и прочий туристический попс. В этот раз решили поискать ресторан в округе и в итоге доехали до турбазы «Ареда-1» на р. Куба, а пообедав поинтересовались стоимостью проживания (две тысячи двести рублей за номер в четырехэтажном корпусе). Шел шестой час, так что мы решили тут и остаться. Неплохо погуляли по территории, отдали часть вещей в стирку (сто рублей за пакет), azol_ogromova сходила на оздоровительные процедуры (фито-бочка за триста рублей), а мы с Иваном Михайловичем кидались друг в друга сосновыми шишками. В общем, совсем расслабились, так что вечером поступило предложение перестать матрасить и поехать смотреть на высокие горы.

На следующий день позавтракали, сдали номер и двинулись к Чуйскому тракту. Остановились в Чемале, чтобы все-таки посмотреть на ГЭС, а также купили в местном супермаркете еды в дорогу.

Вскоре проехали Семинский перевал, где дежурно сфотографировались, а затем доехали до Каракола. Здесь путеводитель предлагал свернуть в долину р. Каракол и посмотреть на петроглифы, что мы и сделали. Петроглифы обнаружились недалеко от села Бичиктубом, а до этого в поиске приключений мы доехали до села Боочи, где нашли небольшую стеллу. Если бы я в тот момент догадался прочитать путеводитель чуть дальше, то мы бы отправились в село Кулада (не доехали до него десять километров), где таких стелл стопицот, плюс музей впридачу. Заедем в следующий раз.

Вернулись на Чуйский тракт, пообедали в кафешке сразу после с. Каракол (шурпа, борщ, фаршированные перцы, картошка с мясом, два куска хлеба, компот и безалкогольное пиво — 312 рублей) и поехали дальше. Впереди нас ждал перевал Чике-Таман.

После перевала Иван Михайлович снова заснул, так что мы успешно просвистели до 742 километра трассы (счет идет из Новосибирска) и заехали на ночевку в кемпинг «У Егорыча» близ поселка Белый Бом. Там есть турбазы и на берегу Чуи, но эта удачно расположена в стороне от дороги в тихом логу. За ночь в домике с нас взяли по четыреста рублей с человека, плюс пятьдесят рублей за заезд на территорию, плюс пятьдесят рублей за готовку, плюс двести за баню. Еду готовили сами на газовой плитке в столовой, вот тут-то нам и пригодились бабушкины продукты и котелки. Иван Михайлович тоже не остался без дела: пока мы готовили, он познакомился с собачками и котиком. До высоких гор оставалось совсем немного.

Утром пошли встречать солнце на местный пригорок, встретили по пути два стада коз: одно только проснулось, другое уже отправилось на выпас. Местные собачки гуляли с нами и гонялись за кузнечиками.

Рассчитались за ночевку и поехали дальше. И вот начали появляться снежные вершины Северо-Чуйского хребта.

С такими видами доехали до поселка Курай, после чего съехали в степь, чтобы подъехать к горам поближе и немного погулять. В принципе, если бы у нас в запасе было еще дня три, можно было бы переехать Чую, доехать до «перевалки» (перевалочной базы), а затем на местном транспорте добраться до альплагеря. Но и так получилось неплохо. Гуляли там часа два.

Поехали вниз. По пути искали петроглифы (нашли пару «человечков» на камнях, а затем и целую стену недалеко от закусочной на 715 км), полюбовались на слияние Чуи и Катуни, подобрали автостопщика и рванули до Усть-Сёмы. К восьми вечера уже были там. Искали место для ночлега и в итоге оказались на турбазе «Бирюза» — отличном месте для семейного отдыха, администратор которого, судя по всему, никогда не спит. Номер в коттедже обошелся в две тысячи с завтраком. Поужинали в местном ресторане и легли спать, время было уже позднее.

Утром за завтраком Иван Михайлович познакомился с ровесниками, и пока он с новыми друзьями копался в песочнице, мы немного поиграли в настольный теннис. Вместе сходили к Катуни, затем решили снова съездить в Чемал и посмотреть монастырь на о. Патмос, но потом отказались от этой идеи, развернулись и поехали назад, в Новосибирск. К вечеру были дома. За пять дней накатали больше двух тысяч километров.

Несколько важных замечаний:

Даже если хочется ночевать в отелях и на турбазах, неплохо с собой иметь небольшой электрический чайник, тапки, хозяйственное мыло, фонарик и прочие облегчающие жизнь вещи.

У нас был путеводитель «Большой Алтай». Информации там много, а вот ориентиров мало. Ну, то есть, два раза мы пытались искать петроглифы в тех местах, на которые указывал путеводитель, и оба раза остались ни с чем. Вывод очевиден: путеводитель вещь хорошая, но по интересующим местам следует заранее собирать дополнительную информацию.

В целом недостатка в турбазах и кемпингах нет. Даже в выходной день в таком туристическом месте, как Чемальский тракт, повсюду висят вывески «Места есть». По Чуйскому тракту также регулярно встречаются турбазы разной степени обустроенности.

Чем дальше по Чуйскому тракту, тем бензин дороже. Если на равнине 92-й стоил 23-24 рубля, то ближе к границе уже все 27 и выше. Чем дальше по трассе, тем больше расстояние между заправками, так что желательно заправляться регулярно.

Дороги на Алтае отличные. Чуйский тракт — это практически идеальный асфальт. Другие дороги похуже: чаще всего это грейдер, к тому же еще плохо укатанный. Джипам нормально, а на легковушках нехило трясет.

Автор: galushko

Комментарии:


Добавить комментарий