Рубрики

Лаос — «наши маршруты»

Когда-то в путеводителе я прочитала примерно следующее: «200 лет назад в Лаосе сажали рис и пахали на быках… с тех пор ничего не изменилось». Так оно и есть. Лаос беден, прост, туристы посещают предписанные путеводителями места и, буквально сделав несколько шагов или проехав километров несколько на скутере, оказываешься в деревне, где на тебя смотрят с легким удивлением. Лаос неожидан: там чаще, чем в другой стране региона, вам принесут еду, состав который вы так и не угадаете в процессе поглощения. И именно там вам придется хрюкать, кудахтать и мычать, чтобы понять, чье мясо вам предлагается.


Тут можно напиться Beer Lao или куда более крепким Lao Lao, именно тут при мне весь автобус на остановке затарился жаренной саранчой на палочках и живой в сетках (типа полуфабрикат), тут есть масса шансов покататься на местном автобусе или сонгтео, набитом лаосцами, цыплятами, бананами и прочим местным колоритом. Но сюда можно приехать и на неделю из соседнего Таиланда – просто для контраста.

Приедете в Лаос вы, скорее всего, из Таиланда. Или из другой соседней страны. Все равно без пересадок туда ничто не летает.

Неплохая идея переплыть в Лаос на севере Камбоджи, может, там и наземный переезд стал удобоварим, не знаю. Но это при варианте, что вы путешествуете по Азии, и времени у вас много. Вариант хорош, красив, экзотичен (все еще, вероятно). Тогда дальше путь однозначен – едете по всему Лаосу до самого севера и наслаждаетесь.

Можно попасть в Лаос и из Вьетнама, переходов много.

Но самый частый маршрут, он же наиболее логичен, если вы поехали на 2 недели из России в Лаос или на 3-4 недели в Лаос с небольшим осмотром Таиланда, будет такой – из Бангкока ночной поезд до Убон Ратчатани, погранпереход в Паксе. Осмотр Лаоса, обратный переход в Таиланд из Вьентьяна. Ночной поезд до Бангкока. Таким образом, проезд до Лаоса и обратно не съедает лишнего дня, только 2 ночи, при этом за эти ночи вы не платите за гостиницу, плюс поезда в Тае прекрасны, вы выспитесь, даже с ребенками. В очередной раз: вам нужна только нижняя полка второго класса с кондиционером. Она большая. Я на ней спала с двумя детьми. Не шикарно, но приемлемо.

С визами так: то ли 14, то ли 15 дней у нас в Лаосе безвизовы (это я про россиян). Месячная виза вроде как ставится на границе за денюжку. То есть если у вас уже билет на поезд, и вы понимаете, что выедете из страны за 2 недели – не надо визы, если не уверены, может, лучше и купить. Перед поездкой лучше уточнить, дают ли визу на границе, а именно, на том переходе, где поедете вы, если он не самый популярный. Если въехали без визы, а хотите пробыть больше 2 недель, системы виза-ран никто не отменял: за 2 недели доедете до столицы, перейдете в безвизовый Тай и вернетесь тут же еще на 2 недели. Смотрите вторую половину Лаоса. Столица примерно посередине, если говорить о количестве интересных мест, и стоит прямо на границе, далеко тащиться не надо.

Ехать хорошо с ноября по февраль, чтоб без дождя и не слишком жарко. Но на самом севере будет холодно. С марта по июнь хорошо на севере в горах, но жарко в южной части. Это условно, я была в первый раз в июне – в самом жарком и дождливом месяце, дождь за неделю может и был, но я того не помню, а жара – она для всех разная. Нам было ничего вполне себе. Много пешком даже ходили.

В Лаосе дешево. По мне так это самая дешевая страна из окрестных Тая, Вьетнама и Камбоджи.

Транспорт в Лаосе не очень. То есть дороги все лучшают, хороших автобусов и джипов с кондиционером вместо такси все больше. Но на самом юге и на севере все равно ездят на сонгтео с жесткими лавками. И куча местных грязных медленных автобусов никуда не девается.

А вот мой примерный маршрут. Я начну с юга и поеду на север, можно делать в обратном направлении. Начинаю с юга, потому что он более дик и пустынен, спокоен. Сначала это интересно и приятно, постепенно начинает опять хотеться в люди – и я еду на север, к большей цивилизации, к людям.

Паксе – Чампасак – (4000 островов) – Паксе – Тат Ло – (Салаван) – Секонг – (Атапы) – Паксе – Вьентьян – Ван Вьенг – Луанг Прабанг – (Nong Khiaw — Muang Ngoi — Nong Khiaw — Neua Huay Xai) – выезд в Тай

Двигаясь из Бангкока, я сажусь на ночной поезд до Убон Ратчатани. Оттуда вроде как должны быть прямые автобусы в Паксе, ходят с автостанции, время в пути – часа 3. Это удобно. Я ехала на такси с еще несколькими людьми, это тоже удобно, но едешь только до границы, и это дороже. До границы можно ехать еще дешевле – на двух сонгтео, по часу на каждом, смена транспорта в Phibun Mangsahan. Когда-то давно 2 сонгтео стоили по 35 рублей, прямой автобус – 200, такси до границы – 700 с машины. На лаосской стороне границы еще около часа на такси или сонгтео, когда-то от доллара до двух на человека. Таким образом, в Паксе вы приезжаете примерно к полудню. И не будь у меня детей, я бы тут же села на автобус куда-то дальше. С учетом же наличия детей стоит задуматься о дальнейших переездах – вы и так уже 3 часа в транспорте проведете.

В Паксе делать нечего. Может быть, имеет смысл просто дать им побегать-поиграть, не важно, где,- хоть и возле автостанции, поесть в кафе и отправиться дальше. Будет несколько напряженно, но Паксе – точно не тот город, в котором кто-либо из нас мечтал остановиться.

Предлагаю направиться в Чампасак, это от часа до двух езды, кто-то из детей еще и поспит. Я ехала на сонгтео, бывают и автобусы. Чампасак – чудесное местечко. Тихий скорее поселок, чем городок. А главное – возле него храм, причем довольно достойный. Он находится в нескольких километрах от городка, традиционно туристы ездят в него на велосипедах, но можно и дяденьку с тук-туком нанять, что я и делала, будучи беременной.

Можно на день переплыть на остров Дон Денг посреди Меконга. Погулять по деревням.

Отдохнув и погуляв в Чампасаке, придется сделать выбор – вернуться а Паксе или продолжать путь на юг до Си Фан Дон, что есть «четыре тысячи островов».
Почему не хочется ехать дальше на юг: это еще часа 3 езды. А потом все равно придется ехать в Паксе. И еще, последнее время туда валят просто толпы туристов. И если 7 лет назад мы с подругой платили 1 доллар за двухместное бунгало и ходили в душ со свечкой, и я до сих пор вспоминаю эти места как одно из самых прекрасных мест в мире, то теперь туда машина за машиной везут белую молодежь, теперь там наверняка есть интернет и трава, и вряд ли все так романтично, пустынно и аутентично. Видимо, стоит почитать отзывы последних лет и решить, ваше оно или нет. Если ехать, то в более южное скопление островов, на Дон Дет. И с него гулять потом на Дон Кхон. Смотреть на водопады, можно поплыть дельфинов посмотреть. Вокруг народ на волах пашет, мотыги всякие, перец красный сохнет, бабки древние – ляпота и спокойствие. Хочется сказать: лежать в гамаке и наслаждаться полной жопой, но теперь я не уверена, что там не играет музыка и все по-прежнему прекрасно.

Вернулись в Паксе. Следующий недалекий и очень приятный выезд – на плато Болавен. Там вкусно кормят, опять же аутентичные деревни, природа, выращивают кофе, имеются водопады. Дважды была, еще как-нибудь заеду. Ехать пару часов, на месте приятно взять скутер (в первый раз гуляла пешком – утомительно в гору), нам дали новенький автомат. Покататься в гору, посмотреть водопады и деревни, плантации кофе. В деревни с дороги нужно сворачивать. Деревни года 3 назад были совершенно дикие – по-видимому, местные белые не догадываются сойти с дороги посмотреть столь колоритные места. Это от Паксе ехать до Тат Ло.

Это основное для сонного лаосского юга. Далее – по силам и желанию.

Можно от Тат Ло доехать до Салавана и исследовать окрестности, но только в сухой сезон, иначе дороги непроходимы. Там интересные народности и остатки всяких танков-бомб с военных времен. Надо быть готовым к простому жилью и отвратительным дорогам.

Можно поехать в Секонг. Из Тат Ло дайте себе день. Ехать не далеко, но нужно поймать автобус, выйти и опять что-то поймать в Beng и повторить в Tha Theng. То есть 2 пересадки. При этом ехать на каждом кусочке не много. Я б поехала с детьми, можно на пересадках гулять-играть, местность пустынная, вы не почувствуете себя как на оживленном автовокзале. Поесть в придорожных кафешках, посмотреть лениво, как народ живет. Ненапряжно, расслабленно – по-лаосски. Постоянная смена обстановки и транспорта развлечет детей.

Что делать в Секонге? Мне понравился уже момент заселения в гостиницу. В городе не было больше иностранцев, гостиницу для нас открыли, кажется. Можно было выбрать любую из одинаковых комнат. Никаких охов-ахов от города, делать в нем нечего, это для взрослых, а не для детей – такое странное чувство. Оказываешься в каком-то другом мире, нетуристическом. Мы брали скутер ездили на водопад Nam Tok Katamtok. Ехать около 40 километров, большая часть дороги – по асфальту. Дальше в гору. Дорога не очень, но при том, что это был мой первый опыт вождения данного транспорта, я была беременная и везла подругу… нормальная, короче, дорога. Идет мимо чудесных деревенек. Тетки с сиськами наружу, мелкота… Дома на ножках с тремя стенами, что внутри – все видно. Никто ничего не клянчит, не привыкли к белым. Если приехать с детьми, будет проще – дети сразу разрывают завесу стеснения и неудобства, начинают лазить везде подряд, и взрослые сразу спокойнее реагируют.

Из Секонга можно ехать дальше – в Атапы (Attapeu), если хочется посмотреть остатки времен войны на Ho Chi Minh. Но это надо ехать на каком-нибудь джипе, там с водителем брать, идти далеко. Мы просто гуляли по городу, опять чуть ли не единственные белые, плавали через речку гулять по деревням – красиво. Было приятно, но к этому моменту вы уже посмотрите много аналогичного пустынно-приятного, обратно в Паксе 4 часа, там теперь приличная дорога. В общем, Атапы вполне можно пропустить и из Секонга, который тоже как бы ничем не примечателен, вернуться в Паксе :)

Сколько б на это ушло времени? В спокойном темпе я б заложила без Салавана, Атапы и 4000 островов около 8-9 дней.

Все, с южным Лаосом познакомились. Дальше я б в Паксе села на максимально крутой ночной автобус в столицу, Вьентьян. Ибо в центральном Лаосе мне ничто не показалось слишком увлекательным, то есть там пещеры, деревни, карстовые что-то и прочая красота, но что-то из этого было на юге, а что-то будет на севере, и вряд ли вы приехали в Лаос на пару месяцев. До столицы ехать ночь. Я предпочитаю плохо поспать ночью, чем убиться с детьми в автобусе днем. Однако если дети большие и готовы читать или чего-то там еще делать, можно и днем.

Если юг – это водопады, спокойствие, расслабление… То север – это туристическая движуха, храмы, пещеры. У меня такое впечатление.

Во Вьентьяне можно провести день, можно два, не самая интересная столица, но пара вещей есть. Да и забавно это – столица, больше похожая на деревню.

Оттуда выезжаем севернее в Ван Вьенг, ехать около 5 часов. Ван Вьенг – это трекинг, каякинг, рафтинг и тюбинг, а также пещеры. И толпы туристов. Я не была, и не уверена, что хотела бы провести пару дней в толпе, но ехать сразу 11 часов до Луанг Прабанга утомительно. Так что на день-два остановимся в Ван Вьенге. Вокруг Ван Вьенга еще можно поездить на велике по деревням и посмотреть пещеры. В целом, может оказаться неплохо, природа там красивейшая.

Далее еще севернее, в Луанг Прабанг. Ехать долго, 6-7 часов, но тут уже деваться некуда. По мне вариант – выехать максимально рано, часов в 6 утра, если есть такие автобусы. Типа пока дети не пришли в себя, и может и поспят еще в автобусе. Луанг Прабанг — это город храмов. В нем сотни храмов. Они разные, тенистые, яркие, с монахами. Там красиво. Приятно. И вкусные чесночные гренки :) И рынки приятные – я покупала чашечки… Но много туристов. Может быть, это и не будет очень мешать – на юге их не должно быть так уж много. Плюс есть вариант встать пораньше и гулять по городу часов с 7. Помимо того, что собратья-туристы будут спать, будет не жарко, и будут монахи на улицах – они по утрам ходят просят чего им там положено просить. Это очень красиво. В общем, денек приятно погулять по городу и денек можно отвести на окрестности типа деревень и водопадов. Хотя можно и забить на окрестности, если от деревень и водопадов уже подташнивает. Вполне можно просто в самом городе пару дней прогулять. Это будет приятно. К тому же в таких странах, как Лаос, можно просто пешком выйти из города – и вот пошли уже и деревни – наслаждайся. Из Луанг Прабанга я ездила организованным образом в деревню, где делают рисовую водку. До сих пор помню этот процесс. Вкус водки тоже. Там градусов 60.

После Вьентьяна, Ван Вьенга и Луанг Прабанга начинаются разные удаленные местечки. Если желания париться с транспортом нету, то это все.

Далее можно вернуться во Вьентьян (это ужасно, около 11 часов) и выехать в Тай или из Луанг Прабанга сесть на лодку в Huay Xai, 6 часов. Там другая граница с Таем. Или доехать из Луанг Прабанга 5 часов до Sainyabuli, а оттуда плыть во Вьентьян на лодке – дети любят лодки.

На это – дней шесть условно.

Можно поездить по северному Лаосу подольше. Говорят, горные деревни и народности очень интересны.

Можно съездить в Фонсаван посмотреть долину кувшинов – там каменные кувшины весом от 600 кг до тонны, размером до 3 метров и возрастом лет в 2000 лет. Но мне не показалось, что это очень интересно, а ехать часов 10 из Луанг Прабанга и Вьентьяна или 6 из Ван Вьенга. Я б не поехала. Правда, в окрестностях есть деревни хмонгов с местным рынком и минеральные источники.

Я б доехала или доплыла из Луанг Прабанга до Nong Khiaw, это что-то типа 4 часа, там река и пещеры, типа как в Ванг Вьенге, но без толпы людей. А оттуда на лодке час до Muang Ngoi Neua. Это деревенька, маленькая, удаленная, окружена красивыми горами, есть пещеры. Дети любят пещеры.
Потом, наверное, поплыла б все же на лодкеиз Nong Khiaw до Huay Xai.

Вообще, север Лаоса интересен, но расстояния велики, а дороги плохи. Да и заниматься там лучше всего треккингом по удаленным горным деревням, что с мелкими детьми – не вариант. Так что, наверное, туда или с самыми мелкими, которые только спят и сидят в слинге, или уже с большими ходячими, хотя бы лет 7. С остальными только если прочитаете подробно и поймете – что вот именно та деревня в самой дали – ваша мечта. Тогда, конечно, туда надо ехать, от мечт не отказываются. В остальном же стоит отложить…

Комментарии:


Добавить комментарий