Канди-Дамбулла-Сигирия: общественные автобусы и росписи в пещерах

Это восьмой день на Шри Ланке. Не знаю, зачем я их нумерую.

Вчера вечером в Канди я должго сидела и читала. 3 древних города и Дамбулла с пещерными храмами. Не считая всякой прочей мелочи. А у меня 3 дня, причем вечером третьего мне нужно оказаться уже недалеко от аэропорта. Как решить эту дилемму? Как не пытаться убицца, но посмотреть все?

От Канди до Дамбуллы 2 часа, от Дамбуллы до Сигирии – полчаса, 2 часа до Полоннарувы, примерно столько же до Анурадхапуры, между последними двумя чуть более 2 часов. Вроде как не много, но у меня ж двое не слишком  обожающих автобусы детей, а еще некоторое количество багажа…

Еще раз карта для наглядности:

Можно посмотреть пещеры в Дамбулле, скоростным методом доехать до Сигирии, там вечером посмотреть монастырь на камне и поспать. С утра второго дня метнуться до Полоннарувы, там погулять по остаткам храмов, переехать в Анурадхапуру. Там поспать, посмотреть город и окрестности и около 5 вечера сесть на автобус. Ну, и часам к 10 ночи убитенькими куда-нибудь добраться в районе аэропорта и пару часов поспать перед регистрацией на рейс.

Сейчас я, может быть, так бы и сделала. В тот момент меня напрягало то, что я точно не знаю, как устроены местные автобусы, и можно ли в них жить. И то, что у меня куча барахла, с которым неудобно метаться между автобусами. Можно все оставить где-то в Дамбулле, но это потребует времени, а значит в первый же день я вряд ли успею Дамбуллу+Сигирию.

В общем, на меня что-то нашло, и я расслабилась. Молодец, надо сказать. Нету на этой Шри Ланке ничего такого, ради чего стоило бы напрягаться. Разве что нац парки… Но и в них лучше расслабиться.

Так что проснулась я себе, подождала чего-то на завтрак, дети побесились. И на вокзал мы двинулись неспешно – 100 рупий, примерно 8 или 9 часов утра. Нас автоматом посадили в дорогой кондиционированный автобус, идущий до Анурадхапуры. Мы платили стоимость проезда до конца, при этом выходя посередине — это я понимала хорошо. Стоил он то ли полтора, то ли два доллара с человека (у меня 2 места), что очень дорого. Но зато мы спокойно сели на свои места, включили мультики и в прохладе спокойно доехали до Дамбуллы. Я не пожалела денег. И так места мало, сиденья драные и не откидывающиеся. В общем, Шри Ланка – она такая Шри Ланка, что местами немного Индия.

Вышли, и тут дети припомнили мне мое попустительство вчера на вокзале. Пока я доставала вещи, Лиса кинулась к ближайшему магазинчику, схватила с прилавка горсть тех самых яблочек и зафигачила в прохожих. До кучи раздавив их потом ногой. А Григорий под шумок съел настоящее большое яблоко. Лисица схлопотала, конечно, по полной. Ибо яблоки яблоками, и вчера она ими кидалась, но брать из магазина нельзя даже говно, простите, если оно там будет продаваться. Ох, аж почти доллар отдала дяде за съеденное и разбросанное. (Дядя был очень удивлен, но я не стала объяснять, что это не русская традиция, а подарок от шриланкийских школьников).

Я тут же попыталась впихнуть ему свой рюкзак, чтоб налегке съездить в пещерные храмы. Дядя тормозил, зато подбежал другой и отнес мои пожитки в кафе (к своим, видать), где рюкзак и сумка бесплатно и беспроблемно меня подождали пару часов. Он же вызвался отвезти меня к пещерам. Я подумала и согласилась. Только цену выбрала свою (она была несколько меньше заявленной, и я уже не помню, было это 150 что ли рупий или сколько). Хорошо, что поехала. Идти там неприятно – вдоль пыльной дороги с плотным трафиком (можно было, кстати, из автобуса вылезти прямо у храмов вроде, но для этого надо было смотреть в окно, озадачить кондуктора и самой заранее решить, хочу ли я в храмы). Да и главное – залаз на гору к пещерам – впереди. Не стоит заранее утомляться.

Первый сюрприз – билет за 10 долларов. Совершенно не рассчитывала на это. Но приехала уже, и Алиса успела увидеть какую-то лестницу и требует срочно лезть. ПлачУ, проходим храм-новодел, далее ступени уходят вверх на гору.

Вот так видно снизу - отстой отстоем. Потом оказывается, что это просто храм-новодел, к пещера никакого отношения не имеющий

Наверху у новодела. Там остались тапки. Туда вообще можно не подниматься- лестница к пещерам ведет снизу, от касс

Бреду наверх. Гришка с утра еще не спал, так что он валяется исключительно у меня на руках. Жарко. Но не страшно, просто торопиться не надо. Еще я тапки сняла где-то у храма внизу и там оставила. И теперь иду по горячим ступеням, и это угнетает. Идти вниз за тапками лень. Алиса, слава богу, в носках.

Привязывается мальчик, предлагающий нести Гришу. Они там все думают, что белые богатые и немощные. Наверное, такие и приезжают. Активно убеждают, что мне с Гришей ну просто никак не подняться. Надоел мне, сначала вежливо говорила, потом отшила как-то порезче. Типа «я хорошо понимаю по-английски, и если говорю не надо, значит правда не надо, отвянь, плиз».

Мальчик, кстати, в какой-то момент озвучил цену за свои услуги. Около 10 долларов. Конечно, он упал бы до 5. Но и это как-то нефигово. При том, что Гриха все равно не пойдет к нему на руки – он спать хочет. Причем «у мамочки на ручках» – по его собственным заверениям, в которых у меня не было причин усомниться. Торговцы были не приставучи.

Идем наверх. Лисица красная - самая жара. Хорошо хоть в носках.

Подошли. Если всю дорогу вокруг были красивые виды вниз, потом вот такие камни вокруг, то тут опять меня постигло сомнение в адекватности платы. Ну, че это за домик там среди красивых скал, неужели нельзя было оставить природный вход в пещеру…

Наверху обнаружилось, что у меня плечи не покрыты, и мне принесли платок. Парео я забыла в коляске, офигев от цены билета.

Внутри, за тем входом через домик, тоже так себе (кстати, в домике проверяют билеты, если не купить, понадеявшись на авось, то придется топать всю дорогу вниз; а может, наоборот, тут удастся ядоговориться за более гуманные деньги).

Это еще чуть выше - прудик ничего, но дети, мать их, меня, то есть, в него пытались что-то швырять

Далее были храмы. Ну, что, мне очень понравилось. То есть Будды-то как Будды, как всегда. И пещеры не большие, —  так, пещерки. Но почему-то меня совершенно поразили росписи. Все поверхности пещер (стены и потолок) расписаны сплошным полотном узоров. Неровный потрескавшийся камень весь в узорах. Впечатление, как будто это ткань подвешена, а не камень. Я не знаю, почему мне это так нравится – еще в Сирии мы были в каком-то христианско-мусульманском монастыре, где церковь внутри была расписана. Почему-то эти росписи на жутко старом камне мне так нравятся.

В общем, я почти насладилась за те 5 минут, что дети еще не начали растаскивать Будд.

На выходе я отнесла платок в будку хранителя обуви. Он попросил “small donation”. Хранение пары обуви стоит 25 рупий – вполне себе маленький донейшн. Я достала двадцатку. Дядя посмотрел злобно и сказал «сто рупий давай». Я убрала деньги в кошелек и сказала «ну, нет, так нет». И пошла себе дальше. Дядя закричал вслед «ок, я согласен на двадцатку». А меня чего-то на этом моменте достало индийское в ланкийцах, да еще и эти цены за вход… «Нет, дядя. Когда тебе дают донейшн, надо говорить спасибо, а не дай сто. В следующий раз скажи спасибо». И остался дядя без денег. Сам дурак. «Fucking country» — закричал он мне в след. А я что, я не спорю, я к отечеству никаких специальных чувств не испытываю. И то верно, дядя, факинг. Ты еще новостей наших не смотрел… Но «спасибо» ты, все-таки, говори в следующий раз.

По дороге вниз меня опять догнал тот мальчик – в этот раз он подхватил уже стонущую Алиску. Я попросила поставить ребенка на место: «Ты ведь потом денег попросишь, а я не дам, тут у вас и так очень все дорого, спасибо, она сама дойдет». Но мальчик сказал, что все бесплатно, и правда – донес Лису вниз, не попросив потом ни копейки. Пожелал удачи. Ниче, хорошо, что я его не обижала по пути наверх, хоть он меня и достал немного.

Тук-тук мне попался смешной: с другой стороны дороги мне помахал дяденька, и я пошла через шоссе. И тут буквально со свистом передо мной тормозит лихой такой парень в дредах и раста-шапке, из динамиков – Боб Марли на полную. Я не смогла отказать. Обещала сотку до вокзала на Сигирию. Только оказалось, что вокзал ближе, чем мой рюкзак. Так что жестами (Боб Марли-то ничего, — голосист) я показала, что надо ехать туда, теперь держать рукой заснувшего сидя Григория, чтоб не падал, загрузила рюкзак и помахала опять на вокзал.

Парень был прекрасен – грузил коляску и рюкзак, потом ждал, пока я оттащу в автобус сумку и Алису, держа на руках спящего Гришку. Дала ему на полдоллара больше, как раз + треть пути примерно вышло. Все довольны.

/Лирическое отступление о деньгах. Сидя в Москве, кажется, что вся эта писанина о полубаксе там, баксе тут как-то мелочна и глупа. Что это за экономия на 15 рублях? Из-за чего вообще сыр-бор? Какая разница, доллар или полтора? Но я все равно буду писать эти цифры, потому что хочу, чтобы хоть кто-то из русских представлял местные масштабы и не давал 100 рупий (да, это меньше доллара) за аренду платка. Не нужно баловать местных, забивая на их разводы. Разводы делаются все крупнее, сегодня попросят на доллар больше, а завтра на десять. Вы приедете через 5 лет, а цены для иностранцев вырастут в геометрической прогрессии – потому что какая нам разница, доллар или полтора или пять или десять. Дома же это не деньги. Вы нифига не облагодетельствуете наглого дядьку, а научите его разводить ваших соотечественников. Давать денег за услугу можно и нужно, но количество денег должно быть соразмерно./

Автобус до Сигирии идет около 30-40 минут, стоит какие-то символические 10 или 20 денег. Я опять плачу то за одного, то за двоих. Правило действует – если есть за одного без сдачи, то дети бесплатны даже на посадочных местах. Если без сдачи нет, то за второе место возьмут.

В Сигирие у меня забронировано жилье – хозяин гостиницы в Канди порекомендовал, я звонила, меня ждут, выйти сказали у почты. У почты меня и высадили. И тут же подошел дядька: вы в Лакмини Лодж? (Можно и не спрашивать, меня не спутаешь – девка с двумя детьми и барахлом из локал баса выгружается :)

Приехала я ближе к 15 часам в итоге, пока в душ дошла, пока Фанты выпила, перевела дух… Решила, что никуда я сегодня уже не полезу. Ну нафиг все камни и монастыри на свете. Хочу отдохнуть. Так что вечер мы провели с детьми в лодже, поиграли, посмотрели «Мишек Гамми», сходили прогуляться с просмотром местного слона на цепи. Днем на них катают, по утрам около 7 их купают в речке, а вечером он живописно жует ветки и листья.

Как устроена Сигирия.

Достопримечательность – это монастырь на камне 200 метров в высоту. И вокруг некие сады. Мимо камня идет дорога из Дамбуллы . По дороге стоят гесты. Какие-то совсем далеко от камня. Какие-то чуть ближе. Мой Lakmini Lodge находится примерно в 10 минутах Лискиного хода до поворота на камень. Там же еще один или два геста. И затем скопление гестов у самого поворота на камень. Там же, у поворота, пара кафе (или одно) и пара магазинчиков с бананами и печеньками. Ну, и слон там до кучи. Территориально мы жили вполне нормально – в стороне, но в пешей доступности. Ближайший магазинчик принадлежал нашему хозяину и был у автобусной остановки – типа метров 100 от лоджи.

Хозяин Лакмини Лодж аж вился, стелился, изгибался и расплывался от старательности и желания, чтоб о нем рассказали всем знакомым. Он правда очень старался. Он очень хотел понравиться. Все данные давал, из магазинчика сам напитки таскал, цену брал магазинную, а не гостиничную, до камня бесплатно на тук-туке довез, с детьми улыбался.

Но комнаты… Ну, вся Шри Ланка такая. Они обшарпанные. Пыль столетней давности повсюду. Зачем стирать пыль с решеток на окнах? Со столика? Сама слетит. Что хуже, в ванной было совсем не идеально чисто. Будто вообще специально перед нами не мыли. Тут надо было позвать и попросить отмыть, но дети пытались срочно купаться, так что я быстренько привела ее в приличный вид сама.

При этом в соседнем домике были совсем новые комнаты, намного красивее и чище. Но там одна двуспальная кровать, а  в нашей комнате две. И мужик, я верю, совершенно искренне дал нам большую комнату, чтобы с детьми было комфортнее. А пыль для него, видимо, — просто необходимый и естественный элемент интерьера.

Комната стоила 2500 (20 долларов), горячая вода и кондиционер, две двуспальные кровати с пологами.

Могу ли я рекомендовать? Не уверена. Точно посмотрела бы пару гестов вокруг. Но мужик честно старался.