Индийские впечатления: люди, города, пляжи, путешествие с ребенком

Нашла в сети журнал svetlomama, где она в нескольких частях рассказывает о своей поездке в Индию (Гоа, Дели и Агру) с маленькой Светой. Народу с детьми в Гоа ездит много, а рассказов об этих поездках почти нет. Между тем, ехать ли в Индию, — вопрос зачастую спорный. В смысле грязи, разводок типично-индийских и так далее. Мне понравилось, как описана эта поездка. Здесь не так много деталей, но некий общий фон создается близкий мне: имеются неприятности, имеются разводки, но тем не менее имеются хорошие люди и возможность получить удовольствие от поездки. Это так, совсем в двух словах.

Мне кажется, это текст для тех, кто в Индии скорее не был. /Фото автора/

Мы вернулись! Все довольны, живы и почти здоровы :)
Впечатлений много, поэтому разобью отчет на несколько тематических блоков.
В целом: две недели в Мандреме, Гоа. Оттуда ездили на мопеде в Старый Гоа (Панаджи), 60 км.
Четыре дня в Гокарне, штат Карнатака. Однодневная поездка в Мурдешвар (смешное название:))
Перелет в столицу, три дня в Дели, один день в Агре, где Тадж Махал.

Мы не превратились в вегетарианцев, не начали верить в Шиву и Ганешу, не углубились в аюрведу (это упущение, пожалуй), не стали йогами… Мы не будем сдавать квартиру в Москве и жить там. Наше сознание не перевернулось, мы вернулись такими же туристами, как и уезжали :)
Но несмотря на это, Индия нам понравилась. Она действительно incredible!

Наша Индия: путешествие с ребенком

Для тех, кто стоит перед выбором ехать с ребенком или нет, мой ответ — однозначно ехать!
Детям там хорошо: свежий воздух, море, песочек, солнышко, фрукты, собачки-коровки… В общем, Свете явно нравилось :) Нам повстречалось много европейских семей с детьми разного возраста: от 3 недель (малыш там родился) до школьного.

Но, буду по порядку.

Перелет туда, 7 часов, дался нелегко. Света отказывалась укладываться на ночной сон и мне пришлось три часа стоять и качать ее в слинге. Остальные перелеты — внутренний из Гоа в Дели и из Дели в Москву прошли без проблем, ребенок почти все время спал.

Акклиматизации никакой не наблюдалось. С первого дня купались в море, правда, без особых восторгов, быстро, только чтобы песок смыть… Может водичка для нее прохладной была.

Расстройства желудка тоже не случилось, слава Богу. Вся антипоносная аптечка оказалась невостребованной. И, как водится, прошла вся аллергия, хотя лопала она все без разбору, включая креветки и экзотические фрукты. По чуть-чуть, конечно. Правда, не успели мы вернуться в Москву, как все наши пятна вылезли снова. То ли вареная курица (первое, что съели по возвращении) на гормонах росла, то ли воздух у нас такой… :(

Что касается еды для детей, то с этим в Индии непросто. Видела в продаже смеси (точно был Нан), но вот каких-то специальных пюрешек или каш мне не попалось, хотя я не искала. Но при наличии кухни в съемном жилье, можно сделать самим, благо овощи-фрукты купить не проблема. Со взрослого стола тоже можно дать далеко не все: даже блюда no spicy все равно наперченые. Оставались овощи-фрукты в чистом виде, кисломолочный ласси (типа кефира), кёрд (йогурт), местный хлеб и печенье, орешки, в одном месте нам делали рис без специй. Но в целом прикорма почти не получалось, и я радовалась, что Светка еще на груди.

А вот памперсы купить не проблема, причем стоят они там совсем недорого (20 штук трусиков для годоваса — меньше 200 рублей на наши деньги) и качества приличного, есть даже японские. Это было очень кстати, т.к. у Светы случился очередной кризис высаживания. На пляже, конечно, голышом рассекала, а вот в кафе, такси и при посадке в слинг я предпочитала подстраховаться. Да и стирка, признаться, не самое мое любимое занятие… Правда, услуги прачечной предлагают на каждом шагу.

Что еще.. Коляску мы не брали, ездить на ней особо негде, да и к мопеду не приспособишь :) Но европейцев с колясками встречали (местные носят детей просто на руках). Мы использовали шарф и слинг с кольцами, но большинство мамаш обходятся рюкзачком. Единственно, где пригодилось бы подобие коляски, — это кафе. Пристегнутому ребенку сложнее повыкидывать со стола все приборы, раскидать еду из тарелок, рассыпать соль с перцем и залезть руками в чашку.
Вообще, посещение кафе-ресторанов — оказалось самым сложным в путешествии с ребенком. Мы с Виктором даже перешли на двухразовое питание, чтобы минимизировать стресс :)

Наша Индия: люди

Люди в Индии черные и худые снаружи, а внутри добрые :) Отзывчивые и неагрессивные. Однажды с таксистом стояли три минуты (!) на узкой улочке, куда задом из двора наполовину выехал какой-то умник, ожидая, очевидно, что его пропустят. Так вот таксист просто молча (!!!) ждал, когда умник догадается заехать обратно. В России такое невозможно.

Однако, индийцы вовсе не наивны. Наебать белого человека не считается зазорным, а учитывая индийскую историю, в какой-то мере даже справедливым, так что приходилось бдить.

Индийские люди любят белых детей. Прямо подходили и фотографировались с нами :)) Вообще Света делала наше общение с местным населением заведомо позитивным.

Как и в других восточных странах, с женщинами строго. Не так строго, как в арабских, но все же. Дотрагиваться до женщины не рекомендуется. Обыскивают дам отдельно от мужчин секьюрити женского пола. В аэропорту даже за шторкой :) Если дамы купаются, то при полном параде, не раздеваясь.

Еще индийцы, говоря «да», не кивают, а качают головой из стороны в сторону. Большинство говорит по-английски (по крайней мере, в Гоа и Дели), но с сильным акцентом и насчет грамматики не заморачиваются (кто бы говорил, хе-хе).

Наша Индия: места

Первые две недели мы жили на севере штата Гоа в местечке Мандрем (65 км от аэропорта). Это довольно тихое место, без большого маркета, дискотек и тусовок. Море во время отлива образует на широченном пляже мелкие лужи теплой морской воды, в которых нравится возиться детям.

По дороге из аэропорта остановились в первом попавшемся гесте за 500 рупий в сутки (где-то 350 рублей) — комната с кроватью и двумя пластиковыми стульями, душ и унитаз в коморке.
К вечеру того же дня посмотрели еще вариантов 5-6 начиная от 400 рупий (отличная комната, но без горячей воды и с видом на помойку во двор) до 50 баксов за комнату с кондиционером и видом на море.
На мой взгляд, найти жилье — не проблема. Хотя того, что я изначально хотела: с кухней и уютным балкончиком, недорого, — нам так и не попалось. Сезон все таки…
В общем в первый же день мы переехали. Комната (1000 рупий, ок. 700 руб) с приятным си-вью, подобием шкафа, маленьким столиком и балдахином над кроватью. Из минусов: в ней были фиолетовые стены (через пару дней начало угнетать), очень влажный воздух и отсутствовала горячая вода (этот момент я провафлила при переговорах с хозяином). Точнее вода была «по запросу» приносима в большом ведре :)

Короче, через пять дней мы снова переехали. На этот раз чуть подальше от «первой линии» в свежеотремонтированные двухкомнатные аппартаменты с двумя санузлами, большим холлом и бесполезной кухней, в которой не было ни плиты, ни холодильника. Стоили аппартаменты все те же 1000 рупий. Правда, с горячей водой снова не повезло — что-то там сломалось и мы снова закалялись под прохладным душем (нам с Виктором ничего, но Свету раздражало это обстоятельство). Это что касается бытовых вопросов.

В целом Гоа показался похожим на какой-нибудь Крым 90-ых. Все просто, мило, совершенно непафосно… Вообще, что больше всего меня удивило по приезду в Индию, это ощущение внутреннего спокойствия, уверенность, что ничего плохого не случится. Хотя перед поездкой мне пару раз снились тревожные сны что мы потеряли что-то, заблудились и т.д.

По побережью удобно передвигаться на скутере (аренда 200 рублей в сутки). Самая дальняя поездка была предпринята в Олд Гоа (Панаджи — столица Гоа) и Понду — 65 км в одну сторону. Надо сказать, на скутере преодолевать такие расстояния оказалось довольно утомительно, особенно для пятой точки :) Зато посмотрели на католические храмы португальских колонизаторов, зашли в археологический музей, прониклись почтением к Франциску Ксавьеру…

После двух недель в Гоа поехали в соседний штат в город Гокарна (180 км от первоначального местоположения, 4 часа по горным серпантинам), там уже вторую зиму живет моя приятельница с дочкой чуть постарше Светы. Гокарна — священный для индусов город (на самом деле маленький городок), якобы обладает особой энергетикой. Не знаю, энергетики мы как-то не почувствовали, зато отметили мусор, толпы паломников и грязное море… Но, конечно, жилье и еда дешевле, чем в Гоа.

Продвинутые европейцы едут туда за тру-индийской экзотикой и травы покурить.

В Гокарне с жильем нам повезло — через мою приятельницу договорились заранее об аренде домика в гесте у пляжа немного в стороне от города. Потом выяснилось, что приличного жилья практически нет. Одна художница в ожидании свободного домика жила прямо под открытым небом на диване возле ресторанчика :)

Кстати, насчет ресторанчика… Наш гест вместе с кафешкой держал французский повар Кристоф. Он оказался фанатом своего дела и готовил потрясающие круасаны, кейки, торты, а однажды нам достался потрясающий тирамису (мммм!!!). Такого вкусного тирамису в жизни не ела! И самое удивительное: сидишь в индийской жопе на берегу океана и ешь тирамису, приготовленный настоящим французским поваром :))

Из Гокарны прокатились на такси в поселок Мурдешвар (85 км в одну сторону). Сам поселок слова доброго не стоит, но на берегу океана там сидит огромный Шива, перед ним отреставрированный индуистский храм 16 века с высоченной башней гопурой. Там действительно очень мило и чисто (!!), мало европейских туристов, теплое море. За 10 рупий (6 рублей) можно подняться на лифте на 18-ый этаж башни для обозрения окресностей.

Наша Индия: Дели и Агра

Дели — ужасный город! Ни за что не поеду еще раз! Как сказал Виктор, похож на огромный черкизовский рынок, только еще машины ездят между рядами. Но самое неприятное — не мусор на улицах, не толпы народа и не торговля на каждом шагу. Самое ужасное — воздух: не то смог, не то пыль. Мы еще слегка простуженные приехали… Короче, насморк и боль в горле были нашими неизменными спутниками :((

Самое дурацкое приключение тоже случилось в Дели. Дело в том, что я заранее забронировала гостиницу через Интернет с 3 февраля. А потом мы решили, что нужен еще один день про запас и взяли билеты из Гоа в столицу на 2 февраля. Только в день вылета я вспомнила о несоответствии даты брони дате нашего прибытия. В общем, приехав вечером в отель, выяснилось, что свободных номеров у них нет. Администратор обзвонил отели в округе (а их в районе Кароль Баг на каждом шагу понатыкано), но комнат не оказалось ни у кого! Прошли-поспрашивали сами: нашелся «люкс» с ободраными диванами за 4000 рупий (где-то 2700 руб) и комната, которую надо было освободить до 7 утра, тоже недешево :(( Сезон у них, оказывается, зимой
В конце концов администратор признался, что одна комната будет в 4 утра. До этого времени предложил разместить нас в другом отеле этого же владельца, в квартале от нашего. А теперь представьте картину: полночь, по пустынной улице движется процессия: Виктор с тюками, я со Светой, один индус с нашим чемоданом и еще мальчик с двумя матрацами. Разместили нас на строящемся этаже в комнате, где поместилась только кровать. В пять утра процессия (только без пацана с матрацами) двинулась обратно, в освободившийся номер. Но на этом не закончилось. В полдень пошли назад, в комнату, которая была изначально забронирована :))) Порадовало только то, что наш номер (итоговый) оказался лучше, чем я ожидала: резная мебель, окно от пола до потолка, свежий ремонт…

Еще в Дели хитрые рикши. Сели к одному — надо было съездить в туристическое бюро, показали адрес. Привез он нас, как потом выяснилось, в другую фирму, наверное туда, где денег заплатили. Потом вместо обещанных достопримечательностей возил нас по каким-то бестолковым и дорогим магазинам — их хозяева, оказывается, дают рикшам талоны на бензин за клиентов.
В итоге, почти ничего не успели посмотреть :(

А самое большое разочарование в Дели — это Мейн Базар. Совершенно непонятно чем он «мейн» — отличий ни с виду, ни в ассортименте замечено не было.

Агра похожа на столицу, но ее оправдывает Тадж Махал :) Он действительно сказочно красив, величественен, волшебен!

Еще там есть Агра форт, где меня надули на 400 рупий в кассе музея (!!). На территории форта водятся смелые бурундучки, макаки и зеленые попугаи. Бурундучков можно кормить с руки — они не только не боятся, но еще и дерутся за еду. Ну и индийская архитектура шедевральна! (без иронии)