Филиппины: окончание и как нас чуть не задавили

Долго ли, коротко ли, прошли три недели путешествия по Филиппинам. Немного вернусь к тому, почему и как у нас сложился маршрут.

В Азию в этом году меня усиленно тащила Катя, а я мямлила, мычала и сопела, но в конце концов все же купила билеты в Гонконг. Три недели – Катин срок, больше времени у нее не было, а я планировала продолжить трип па Суматре. Впрочем, и на Филиппинах ничто мне не мешало задержаться подольше.

Далее — немного про передвижения по Филиппинам, про выводы и про то, кого спасать, если что.

Мы обе хотели Палаван. Катя – потому что девственная природа, я – потому что прочла про подземную реку. Бохоль вышел случайно, потому что на Палаван мы летели через Себу, ну и потому что там Шоколадные холмы – что ж не заехать? Боракай хотела Катя, и я уступила, потому что в тот момент вообще ничего толком не хотела. Вот все три недели и расписались.

На самом деле, я очень хотела поплавать с акулами в Донсоле и съездить на север от Манилы посмотреть на всякие рисовые террасы и прочую природу. И могла это сделать после Катиного отъезда. Но, вспоминая шикарные террасы Сулавеси, побоялась разочароваться. А до Донсола очень много часов автобуса, и не ясно при отсутствии попутчика, куда девать детей. В общем, постыдно слила обе темы.

Момент вылета с Филиппин  мы обдумывали долго. Кате нужно было в Гонконг, мне оптимально в Куала Лумпур, я ж мечтала о Суматре. Из маленьких аэропортов типа Себу и Катиклана можно рейсы и не смотреть – дорого, с кучей пересадок. Из Манилы тоже выходило дорого. Зато завораживали цены из Кларка. Вот из Кларка-то мы обе и взяли билеты. На один и тот же день, с разницей в пару часов, я в Куалу, Катя в Гонконг.

Итак, с Боракая нам фактически нужно было попасть в аэропорт Кларка. Очевидно, через Манилу. По-другому – никак. Мы собирались сесть на паром Катиклан – Манила, переночевать, прогуляться с утра и сесть на автобус в аэропорт.

Покупаем билеты, как белые люди - с другой стороны кассы

Последний кусок получился вполне.

Кларк – это бывшая американская база, теперь – мелкий аэропорт типа для дискаунтеров. От Манилы ехать буквально 2-3 часа, то есть почти как от Москвы до Домодедово при наличии пробки :) Немного страшно, что поездка может превратиться в 6 часов (судя по отчетам в интернете, такое бывает). Но, как я поняла, бывает это с теми, кто сильно экономит и садится на какие-то ужасные местные маршрутки, которые по три часа грузят петухов на крышу и помидоры в салон, останавливаясь на каждом углу. Я села в прямой автобус в аэропорт Кларка, который долетел за означенное в расписании время, без единой остановки, совершенно пустой. Впрочем, нет: одна остановка была. Посреди дороги Григорий возжелал туалета. Пришлось попросить затормозить и воспользоваться обочиной. Кроме нас в автобусе была пара человек, они явно не возражали. Водители удивления также не выразили. В общем, доехали хорошо.

Манила не произвела никакого вообще впечатления. Собственно, мы приехали около 3 ночи, дети проснулись с утра (они ж выспались в автобусе и такси), мы прогулялись в поисках еды и разъехались. Мы не собирались смотреть достопримечательности. Намеренно не селились в самой туристической тусовке, будучи в курсе, что городок поганый, с мошенниками и всем причитающимся. В итоге – азиатская столица. Без эмоций. Главное – что без отрицательных. Положительных мы в Маниле не искали.

В общем, все, кроме перемещения между Боракаем и Манилой вышло по плану. Напомню, мы собирались произвести перемещение на пароме. Но судьба, а вернее, наш отсутствующий мозг, распорядилась иначе. Билеты на паром мы заранее не купили, и на паром не сели, как ни ныли, не ходили кругами и не пытались попасть мимо кассы.

Предположить, что попасть в столицу никак иначе нельзя, было бы в высшей степени глупо. Так что мы сели на паром до ближайшей деревни на соседнем острове, там сели в первый попавшийся автобус, идущий через весь остров в сторону Манилы, по дороге методом интернета и опроса попутчиков выяснили, где выйти и пересесть на паром до «материка» (острова Кесон, большого, со столицей Манилой). Вроде бы, ничего сложного. Но вышли из отеля на Боракае мы около 5 утра, а в Манилу приехали около 3 ночи.

Наш первый паром:

Самым замечательным моментом была посадка в последний автобус из порта до Манилы. Мы в него сели и сидели примерно 3 часа. Разве не прекрасно? Автобус (огромный, шикарный и комфортабельный, не какая-то скотовозка) наполнился не целиком. Поэтому мы 3 часа ждали следующего парома, мать вашу. А ехать до Манилы еще несколько часов, то есть брать такси – очень дорого. В общем, мы все просто спали в стоящем автобусе. А потом еще спали, пока он ехал. Потом пока он ехал, мы еще искали на Агоде отель, чтобы сунуть спящих детей в такси и сразу отрулить по известному адресу, без метаний и брожений.

Это по делу, о том почему и куда мы ехали, и за сколько приехали. А теперь — немного лирики.

Выгрузка с последнего парома, темно, мы подзадолбанные и уставшие. Вожделеем автобуса до Манилы. Выходим с парома, как водится, последними – у нас же дети и вещи, чего лезть в толпу. Машины уже все выехали из трюма, люди ушли. Бредем по трапу на берег. Вдруг слышу Катин крик, осознаю какую-то суету вокруг, поднимаю голову и вижу, как на нас скатывается последний из выехавших грузовиков. Люди вопят и пытаются хватать грузовик. Руками. Ага. А он так прямехонько на нас катится. Быстро катится. Бежать назад бессмысленно – это как заяц в свете фар. Бежать налево, перпендикулярно траектории грузовика – не успеешь, он докатится раньше. А бежать направо некуда, ибо мы идем по самому краю трапа, там вода. А грузовик быстро катится вниз. В общем, это все – одна секунда с поднятия головы и до резкого движения в сторону. Я схватила сзади чью-то руку и метнулась вправо наискосок – на берег, поперек скатывающегося грузовика, стараясь все же не свалиться в воду. Рука оказалась Алисина. Обернувшись, увидела Гришу на руках филиппинца, шедшего за нами. Он вжался в стенку парома на самом краю трапа. Что было с грузовиком, я не помню: поблагодарила дяденьку, забрала детей и пошла в автобус. В тот момент даже сильно испугаться не успела: успела только увидеть, дернуть, понять, что все живы и в порядке.

Зато теперь знаю: в момент опасности ни разу не встает вопрос, кого из детей дернуть с собой. Просто дергаешь все, что успел схватить. Мысли о том, кто из детей оказался в моей руке, не возникло. Я даже точно не знала, сколько их там мной ухватилось. Один или два. Пыталась-то я, конечно, ухватить побольше.  Ну, и еще одно довольно неприятное осознание: похоже, тема самосохранения работает лучше, чем тема сохранения любимых тобой окружающих. Даже если бы никого не ухватила, я все равно вылетела бы с трапа. Движение в сторону было первым, просто по дороге успела кого-то ухватить. Совершенно без мыслей и эмоций – два движения. Я не знала, идет ли кто-то за нами и поможет ли он. Там вообще было темно, и мало что видно. Вот так вот.

Вот и все, до свидания, Филиппины. Я не очень хотела на вас, но хотела увидеть, какие вы. Вы оказались совсем не такими, как я думала. Немного разочаровал Палаван, сильно порадовал Бохоль, вызвал противоречивые чувства Боракай. Захотелось поездить по маленьким островам. Вполне устроили филиппинцы. Позабавило обилие испанских слов, не только на вывесках, но и в речи местных. Очень порадовала еда – она тут не азиатская, тут много брускетты и прочих атрибутов цивилизации. Совсем не порадовали цены, как на вкусную еду, так и на приличное жилье, — но мы отдаем себе отчет в том, что ездили по самым дорогим местам.

И все же Филиппины были предисловием. Больше всего этой весной мне хотелось на Суматру. И мы вылетаем!