Рубрики

Древний город Полоннарува, сайд-трип из Сигирии

Накануне я довольно подробно расспросила хозяина своей Лакмини Лодж о других двух древних городах классического треугольника – Полоннаруве (Polonnaruwa) и Анурадхапуре (Anuradhapura). О расстоянии до них, например. О том, как ехать. Попытались вместе попланировать мои оставшиеся 2 дня на Шри Ланке.

И в итоге я решила, что на Анурадхапуру я забиваю. То есть я решила ограничиться одним городом, ибо развалины – это хорошо, но слишком много похожих – скучно. И смысла нет метаться с потомками по пеклу. Исключила Анурадхапуру не потому, что решила, что она менее интересна, а чисто по территориальному принципу. Я не хотела больше никуда таскать свои пожитки. Обосновавшись в Сигирие, очень удобно съездить на день в Полоннаруву и не очень удобно ехать в Анурадхапуру, вот и все.

Соответственно, на 2 дня у меня 3 мероприятия: посещения камня в Сигирие, посещение Полоннарувы и отъезд в Негомбо (чтобы в ночь вылететь домой). Решила так: завтра провожу день в Полоннаруве, это и так по 2 часа почти туда и обратно. А послезавтра лезу на камень (это как раз займет только утро) и потом спокойно сажусь на автобус в Негомбо.

Хозяин бросил вскользь, что позвонит товарищу в Полоннаруве, чтоб он меня там встретил, но я как-то попыталась пропустить это мимо ушей (чего меня встречать в маленьком городке, где я буду смотреть развалины).

На утро дети классически поспать не дали. Спасибо хоть, не в 6 утра, как на Бали, встали. К 8 мы были готовы стартовать. Ехать нам на 2 автобусах. Сначала выходим на единственную дорогу в Сигирие и ловим автобус в обратном направлении – откуда приехали, в сторону Дамбуллы. Высаживаемся минут через 15 в Инамалуве (Inamaluwa), там ловим бас уже до Полоннарувы.

Первый отрезок был прост: мы заскочили в бас с какими-то школьниками, сели и доехали. Тему мультиков я успешно замяла: типа ехать не долго, в следующем автобусе включу.

Наша автобусная остановка. Страшненькая, они многие такие. Наши дачные напоминают немного. Лиса рвалась внутрь, но я не смогла переороть брезгливость

Посмакуем тему

На перекрестке стояла некоторая кучка народа, в том числе один белый дяденька. Уточнила, что он едет туда же, куда и я. Он немного прифигел от состава моей экспелиции. Мне вообще очень нравятся эти вопросы: типа «а тебе не сложно», «а как же это с детьми-то». Поднимают самооценку. В обстановке тотальной нехватки времени на себя-любимую поднятие самооценки – это важно. Белый человек, значит, восхитился, сказал, что я такая первая, что он такого никогда не видел, в общем, отработал по полной :) Вообще, сначала он как бы даже не спросил, а сказал, что я, видимо, тут живу.  В Камбодже мне тоже так говорили. И еще во Вьетнаме. Так, со знанием дела, потягивая слова «дааа, ну ты-то тут ведь живешь…» (типа что тебе просто, а мы туристы ниче тут не знаем). В общем, побеседовали мы о жизни, приятный парень, хоть поговорить на нормальном английском и не о том, не нужно ли мне саронг, шорты или рис с карри.

И тут автобус мимо едет, который совсем поднял на сегодня мою самооценку. Едет он, значит, а я ему рукой машу, и местные туда лезут. А белый так с сомнением «неее, это не может быть наш бас!!!» Ну, да, страшненький и набитый, они тут все такие, фиг ли. Но водитель автобуса уверил, что едет он именно в Полоннаруву, и мы полезли внутрь. Я точно не помню, куда там пихнули мою коляску. Местные вообще очень хорошо с ней обращались. В отличие от тайцев и индонезов, которые поломали ее во всех доступных мужской силе местах, ланкийцы просто смотрели на нее, как на иноземный организм, руками лишний раз не трогали, аккуратно куда-то пристраивали и следили, чтоб не упало. Спасибо им.

Места в автобусе не было. Совсем. Ну, мы и встали. В общем, я б через некоторое время села на пол или на чьи-нибудь тюки, и доехали б до того момента, как люди начали выходить. Но одно место нам уступили сразу. Тетенька, между прочим. Они вообще лучше понимают других тетенек с детьми. Слава богу, ей самой почти тут же освободилось другое место. А вскоре и соседний дяденька вышел. Так что мы обустроились на двух местах (несмотря на то, что они маленькие, мы умещаемся даже втроем рядом, если дети заснуть не пытаются). Тут уж от мультиков не отвертишься – но и ехать пришлось не 2 часа, как я думала, а всего час двадцать. В общем, как-то быстро и легко мы доехали в итоге. Вообще, никто нам не сказал в автобусе, что мы приехали, так бы и приперлись на вокзал, если бы снаружи дядька какой-то не завопил: Полоннарува!!!

На улице меня тут же ухватил тук-тукер. Блин, из моего лоджа все-таки позвонили сюда. И меня таки встретили. Блин, ну как ж теперь от тебя отвязаться-то??? И ведь пока вежливый, посылать нафиг неудобно. Он запихал нас в свой тук-тук, пока я просыпалась, и уже набрал номер моего хозяина. Поговори, — говорит. О чем? Там не слышно нифига, английский ланкийский. Вроде сказал, что вот его человек, он меня куда-то повезет, и я должна сама решить, хочу ли я ездить на тук-туке или на велике. Ох.

Чего, говорю, ты от меня хочешь, и как ты мне помогать будешь?

Я, говорит, повезу тебя за билетами, а потом к храмам. А чего, говорю, это разве далеко? Зачем меня везти? Полтора километра, говорит, до билетов и потом до входа впарк. Жутко далеко просто. Решила, что хоть как-то пусть он мне поможет, и поехала с ним за билетами.

Билет стоит 25 долларов, я это уже знаю, вчера прочитала в интернете. В моем стареньком Лонли Планет цены совсем другие. Но что делать, приехала  уже. Слава богу, дети бесплатны. Надо сказать, проверяют билеты в исторический парк Полоннарувы только в двух местах: если въезжать по конкретной дорожке от тикет-офиса и в самом конце у главной святыни – лежачего Будды. Я, человек довольно прагматичный, не испытываю священного трепета, меня просто лежачий Будда не очень впечатляет (он не большой, весь в загородках и охране), я б могла и не смотреть ради 25 долларов.

Угу, билет купили. Ну, я пойду, говорю, руины смотреть.

НЕЕЕЕЕТ, — завопил водитель, — ты не дойдешь, пропадешь, утонешь в болоте, съедят обезьяны, там 12 км топать.

Да ладно, — открываю ноут, в котором ЛП, — смотри, это называется масштаб. Он говорит мне, что идти тут ну отсилы 3 км в одну сторону.

Ну, вот я и говорю!!! Это ж 6 км целых (не суть, что я только что в 2 раза наврал), с детьми по жаре это невозможно! А я всего-то и хочу с тебя 1500 рупий (12 долларов), копеечка какая, а потом отвезу тебя на автовозкал.

Зачем? Мне не надо на автовокзал, я вот тут буду ловить бас, где из него вышла. Я тут буду есть, деньги снимать и бас ловить, мне не надо на автовокзал совсем в другой стороне города.

Ну, хорошо, — говорит. – Тогда всего за 1000 рупий тебя повезу по руинам и на автовокзал. А велик стоит 300 рупий, и как ты на нем поедешь.

В слинге, бля (ну, не твое это дело). Ок, велик 300, ты 1000, тогда пойду я нафиг пешком, и так семейный бюджет подорван вашей дурацкой Шри Ланкой.

Неееееее!!!! Тогда я повезу тебя за 800! Это прекрасная цена (уже упавшая в 2 раза, вот так я хотел тебя надуть, а потом ты еще узнаешь, что нормальная цена – 500-600)! А тебе какая нравится? Скажи свою?

Мне не цена нравится. Мне нравится гулять в тишине и покое со своими детьми, пешком. У меня целый день на все ваши две руины, на тук-туке я через полчаса домой стартую, а мне надо целый день приятно провести. Я не хочу на тук-туке, мне обещали, что я сама решу, как и куда я пойду.

Хорошо, тогда я отвезу тебя до главного храма Будды (там опять вроде как зуб фигурирет, бог ты мой, сколько ж зубов было у Будды, и как-то широко он их растерял… или в Мьянме волосы были… тут зубы терял, там волосы…) А обратно ты пойдешь сама.

Можешь меня отвезти до входа в ваш этот парк исторический. А дальше я сама.

А на велике ты не проедешь, там дорога очень плохая. И коляска не пройдет (выезжаем на хороший укатанный проселок). Вон, какая дорога ужасная.

Шикарная дорога! – радостно восклицаю я, успевшая уже немного испугаться, что ж это там за ужасная дорога такая.

Мужик до последнего не верил. Он привез ко входу в «парк». Это, кстати, и правда парк – там природа и руины, и никаких заборов. Показал, куда мне идти, опять напомнил о безумной цифре в 6 км, еще раз спросил, а сколько ж я ему дам. Попытался подколоть на тему, как я потащу детей (двоих в коляску посажу, а еще у меня слинг, накося выкуси). Демонстративно обиделся.

Выгрузиилась, дала деньгу (то ли 100, то ли 150 рупий), провез он меня в итоге метров 500, все остальное – это мы стоя трепались. А с ценами я хорошо разобралась, когда брала тук-тук в Коломбо по метру. 100 наверное, дала. Он гордо сказал, что его мега-помощь на 500 м стоила 200, но тут же поймал мой взгляд и оговорился, что спорить он со мной не будет, в конце концов, он помогал своему другу, и вообще совершенно бескорыстен. Уехал, аминь.

Боже, почему мне не доплачивают за вредность? Ладно, это колорит, я его люблю и вспоминаю с удовольствием.

Гриху положила в коляску, Лисе сообщила, что у нас намечается офигительное приключение. Лиса тут же придумала, что мы идем в зубастый лес искать сокровище (мультики, они не так уж плохи по сути). Тут же попались первые ворота, и мы вошли в зубастый лес. От Поллонарувы, увы, осталось очень не много. Вернее, очень много фундаментов. Прямо весь лес в фундаментах. Ничего у них так застройка была, плотная. На самом деле, при некотором количестве фантазии, впечатляет. По фундаментам я лазить не пошла, мы неспешно брели по дроге, фантазируя на тему леса, обезьян (а их вокруг было предостаточно) и развалин. Рассуждали, что обезьяны могут у нас утащить, а что им не понравится. Под разговоры Лиса топала очень бодренько. Тут еще и дядька с мороженым попался. На велике с коробкой.  50 рупий за мороженое, то есть почти по полдоллара. В тот момент Лиска начала уставать, да и солнце пекло сильно. И я не смогла не порадовать детей.

Пока слопали мороженое, появилась первая развалина. Оказалось, что мы прошли уже полдороги. Храм большой по размерам, ступа такая. Торговцы перед ней оказались очень милы. Они ненавязчиво продемонстировали свои поделки, сообщили цену, выслушали, что у меня нет денег (как бы они реально кончились почти). Но просто отстать им было неудобно, и они произнесли свое классическое “may be later”. Ага, говорю, мэйбилейтер. В этот момент всем уже ясно, что покупать не будут, но, видимо, «нет» звучит неприятно, а «мэйбилейтер» ласкает слух. Мне не жалко, я могу еще сказать. С детьми моими пококетничали.

Мы прошлись вокруг ступы, там по кругу сделаны ниши, а в них статуи божеств, видимо. Лиску очень впечатлили. А дальше я решила не возвращаться на дорогу, а пойти напрямую к следующему храму. От этой ступы до того храма вела вымощенная дорога, через заросли, красиво очень. Я притащила коляску, и двинулась. Какой-то местный доброжелатель меня догнал и долго рассказывал, что эта дорога сложная, там будут ступеньки, что коляска не проедет, что вон же есть нормальная дорога вокруг, почему я прусь в кусты. Ох, с этими искренне желающими помочь совсем сложно. Я извинялась, говорила, что не хочу хорошую дорогу, что хочу прямую и красивую, древнюю, вымощенную, мимо высохшей травы и обезьян.

Мужик, конечно, оказался прав. Ступеньки в некотором количестве были. Но оно того стоило (обратно я возвращалась по хорошей дороге, есть, с чем сравнивать). Мы прошлись очень здорово, оказались сзади того, второго храма. Среди всех этих фундаментов и леса, все заросшее и прям аутентичное. Приятно. Вокруг никого вообще (кстати, пока шли по дороге, мимо проехало 3 автобуса с туристами). Шли мы не торопясь (помним, у нас целый день отведен на этот город), фантазировали с Алиской. Гришка сидел тихо – он устал от жары, ему спать пора, но почему-то заснуть он никак не мог. Пили дети много – полуторалитровая вода ушла, при том, что я почти не пила.

За храмом было озеро и пятачок с парой киосков, парой продавальщиков воды (спасибо, у меня есть) и дядьками с мороженым. Давайте мне теперь 2 мороженых за 50, а не одно. Ок. Дети счастливы, мы в тени, собаки скачут, в пруду кувшинки. Идиллия, блин. И опять, ни одного белого. Low season, хрен ли.

Все, перед нами уже Будда (за кустами), на дорогу у нас совершенно неспешно ушло полтора часа. Бог ты мой, как же хорошо, что я не так-туке, мы б уже обратно вернулись.

Да, из-за наличия детей я не очень лазила по развалинам. Вокруг ступы походили, а в глубину второго храма не полезли. Зато дорожка хорошая у нас была. Ну, и где могли, мы по лесенкам на стену полазили и по сторонам посмотрели.

Будду охраняют охранники. Они смотрят, чтоб люди снимали тапки (при этом с коляской там, где нужно без тапок, можно ехать), чтоб снимали шапки, чтоб не лазили на постаменты. Вежливые охранники. И есть тень, где гиды рассказывают о том, чем замечательно это место. Наверное, я б тут и послушала кого-нибудь. Хотя вообще-то то же самое примерно у меня написано в книжке, и прочитать я не удосужилась ни до, ни после. Как объяснить мое настойчивое отсутствие тяги к фактическим знаниям, я не знаю. Зато знаю, что мне нравится гулять, смотреть, проживать это все, что вокруг. Почему-то я намного лучше помню, как на нас пошла стая обезьян, а мы их пугали, чем какой именно зуб находится в какой из ступ Шри Ланки.

Ознакомившись с главной святыней, мы вернулись за двумя морожеными  (блин, как это правильно просклонять???) по 50 рупий. Далее нам нужно поесть и найти банкомат. Ибо денег нет, а мне надо еще платить за жилье в Сигирие, камень там же и дорогу до Негомбо. Путеводитель говорит, что в городе (Олд Полоннарува) как минимум 2 банкомата. И еще несколько – в новом городе, в сторону автовокзала.

Можно сесть тут на тук-тук обратно в город, можно прямо тут выйти на большую дорогу и там поймать транспорт. Но нам ж торопиться некуда – мы, пожалуй, пойдем обратно пешком.

Обратно мы шли по «хорошей» дороге. Ее собираются асфальтировать, так что пока засыпали камнями. И ни пройти, ни проехать с коляской или на велике, по ней не удобно. Посему все движутся по траве вокруг. Наконец, Гришка заснул.

По дороге мы встретили нашего белого из автобуса. Он опять прифигел, удивленно сообщил, что все ездят на автобусах, а он не может понять, почему. Я его успокоила, что ребенок дошел легко, так что и он сможет, а собственно, вон за поворотом уже и храмы. И рассказала про свою дорожку позади второго храма.

Еще за час примерно мы с Алиской вернулись к начальному пункту и пошли дальше. Оказалось, что в той стороне есть еще развалины дворца. Дворец на холме, на холм – лестница. Поставила Григория возле охранника. По возвращении оказалось, что охранник буквально ни на шаг не отошел от коляски (я-то думала, что он просто будет поглядывать, что все путем).

Развалины дворца понравились, там много чего сохранилось, несколько построек, совершенно разные и вполне впечатляющие. Лиска полазила где-то, насобирала каких-то плодов, я прогулялась и пофотографировала.

Еще одни развалины, потом перелезли напрямую какой-то вал и спустились к городу. Когда говорят «Старый город». Я представляю себе Дамаск или Марбург. Старая Полоннарува – это просто ланкийский городок в 4 квартала (условно), ничем выдающимся не поражающая. Нашли кафешку, перекусили, нашли банкомат, нашли другой, поняли, что карта моя заблокирована. Позвонила по скайпу в Альфа-Банк, сообщила, что я и правда на Шри Ланке, они тут же карту разблокировали. Один банкомат так и не дал денег (он для Visa), второй дал.

Затем меня окучил милый парень, который сказал, что он был в Москве, и ему люди помогали. Так что не надо мне ездить на тук-туке на вокзал, ща он мне прямо тут все поймает, и места будут. И правда, поймал. Во втором автобусе места нашлись, мы сели и прекрасно доехали до своей Инамалувы.

Веселье началось именно в Инамалуве. Там нужно сесть на проходящий из Дамбуллы автобус в Сигирию. Но тут 4 часа, все едут с работы, а школьники из школы. Автобусы ходят раз в полчаса (а может, и в час). Пока я ждала певого, приехал тук-тукер и предложил отвезти меня за 3000 рупий. Я поржала и сказала, что автобус стоит 10. Он сказал, зато я прям ща повезу. Я сказала, зато автобус стоит 10.

Остановка была на редкость чистая, дети с удовольствием лазали по ней. Потом они еще ходили к местной художественной галерее. Девушки пытались с ними играть, Гриха бегал за ними с огромной палкой, девушки быстро научились уворачиваться.

Первый автобус пришел набитым до отказа. При этом все местные в него тоже забились. Школьники висели из дверей. А я просто стояла и смотрела на это. Моральных сил попытаться влезть у меня не было. Автобус уехал. Ой, — подумала я. Дети опять пошли лазить по остановке. Еще на полчаса им занятий точно хватит.

Приехал мальчик  на мотоцикле. У него тут есть тук-тук. Он отвезет за 500 рупий. А я не поеду. А он тогда отвезет за 300 )) А я, говорю, автобуса подожду )) А он, говорит, через час придет )) А я, говорю, не тороплюсь – детям хорошо тут )) Я, говорю, за 250 поеду ))  А он, говорит, не повезу )) А я тогда еще автобуса подожду, если он набитый придет, поеду за 300 )) А сейчас за 250 )) А он говорит, подумает тогда ))

Это я столько смайликов наставила, потому что парень был милый, и мы просто по сути прикалывались. Мне и 50 рупий не принципиально, и уехать не срочно. А ему по ходу, просто потрепаться захотелось. Ну, он уехал, а я поняла, что за 2,5 доллара я легко до дома доеду. Хорошо, а то первый автобус меня реально напряг.

В какой-то момент мне вдруг надоело ждать. Наверное, дети вдруг устали, не помню. Но когда мне надоело, у остановки остановился новенький микроавтобус  с надписью «Музей чего-то сигирийского» и подобрал девушку, видимо, сотрудницу. А я спросила, может, меня тоже можно подобрать? И поехала я домой совершенно бесплатно на прекрасном пустом кондиционированном автобусе :) Денег я предложила, он не взял.

Вечером – картофельное карри, слон, сборы на завтра.

/Фоток двух первых храмов почти нет, потому что мыльница вдруг села, а в портретник ни один храм в итоге не влез./

Выражаю отдельную благодарность своему ребенку, который проперся как минимум 6 км по жаре (хорошо, что в этот день я панаму не забыла), практически не ныл, всячески со мной разговаривал и вел себя вполне прилично :)

Комментарии:


6 comments to Древний город Полоннарува, сайд-трип из Сигирии

Добавить комментарий