Рубрики

Дорога с Тогеанов в Манадо по земле: Сулавеси оверленд комплитед

Зачем мы решили ехать с Тогеанов, мне совершенно не понятно. Мы не заехали на Маленге, не погуляли по Кадидири… У нас было, чем заняться на прекрасных, уединенных, безлюдных и уютных Тогеанских островах. Вместо этого мы поехали в Манадо. Дуры.

Из Катупата общественные лодки идут в Вакай дважды в неделю – к парому на Горонтало (четверг и воскресенье). В 7 утра садишься в лодку в Катупате, в 8 выгружаешься в Вакае, затем примерно до 16:00 кукуешь в ожидании горонтальского парома.

А можно почартерить лодку за 300 000 и приехать прямо к отправлению парома до Горонтало. Дорого, но нас таких набралось 7 человек (почти все обитатели Фатхиллы в этот день отправились дальше). Так что проезд на собственной лодке в удобное для нас время стоил нам по 40 000 (4 доллара) с человека. Переплатить 3 доллара за то, чтобы не вставать в 6 утра, не собирать вещи с вечера и не ждать 8 часов в Вакае – это очень хороший вариант.

Плыли мы, смотрели на окрестные пляжи и были совсем не уверены, что нам надо уезжать. Но все равно доплыли до Вакая. Поели, накупили печенья, дети побегали с местными.

Билет на паром стоит 63 000 со взрослого, 40 000 с ребенка. Детьми считаются все, включая младенцев. За одного я заплатила, а по поводу второго поныла что «плиз, он ж маленький, ну дорого ж, ну будьте людьми», и денег с меня не взяли. Билет дает право тусить в разных местах парома, которые нам не сильно нравились (мы ж на нем приплыли, мы все видели, а нам 13 часов на нем плыть). НО: есть вариант поселиться в каюту. Сие нелегально. Просто платишь бабло и селишься в каюту команды, а команда радостно валит спать в «келас бизьнись». Каюта стоит 400 000, есть с 4 кроватями, есть с двумя. Нам надо было 4 кровати. Нелегальная торговля каютами поставлена прекрасно: ни о чем можно не беспокоиться. В Вакае к нам подошел мужик, спросил, нужна ли каюта, взял денег, аж написал билет!!! И сказал, что на паром надо идти вместе с ним, он покажет нам наши места.

Так мы и сделали. Кстати, мальчик из Фатхиллы ждал парома с нами и погрузил наши вещи – прямо до каюты доволок (а там неудобно, надо лезть с барахлом наверх по узкой и крутой лестнице). Дядя сориентировал в каюту, из нее выползли 4 сонных работника индонезийского флота. Вместо них заползли мы. Затащили вещи. Обнаружили нехватку одного ребенка. Выхожу из каюты, жестами показываю прочим пассажирам, что у меня еще один мелкий был – не видел кто? Все, конечно, видели. Григория я нашла этажом выше на капитанском мостике.

Каюта могла бы нам показаться тесной и обшарпанной, но мы были в курсе, какие у нас на этом пароме альтернативы. Так что каюта показалась нам просто шикарной: миллион работающих розеток, кондиционер, зеркало, свет, куча полок… Мы еще фильм посмотрели, когда дети спать завалились, орешки покушали. Шикарно доехали. Учитывая, чтоб обычно у людей от этого парома ощущения на уровне «самое страшное из поездки на Сулавеси», все прошло просто замечательно. У меня самые теплые впечатления о пароме :) Как бы даже тараканов мы видели только у помойки. К нам они вроде не заходили.

Каюта на пароме Ампана-Горонтало

Прибыл паром неожиданно вовремя (мы-то надеялись поспать). Собрались, выползли. Какие-то парни похватали наши шмотки и выволокли с парома. Все улыбались, что приятно с утра. Нарисовались тетя и дядя, которые тут же сообщили, то они с радостью доставят нас в Манадо.

Заранее мы не обдумали, как именно поедем – был вариант ночного автобуса (но не известно было, есть ли такой и его качество) или дневной киджанг (общественный джип типа) или микроавтобус в любое время суток. Мы осели в кафе прямо в порту, дети поглощали клубничное молочко. Цена на машину (то есть вариант «киджанг») звучала как 125 000 за место, что было адекватно даже по ценам 2010 года (у меня Лонли Планет этого года). В общем, мы поехали тут же на джипе.

По итогу Катя измучилась, а я была рада.

Кате хотелось пристегнуться, но ремень не работал,был слишком коротким и не крепился, а водила был вообще не в курсе че это и куда вставлять))) Не работали стекла (чтобы опустить, нужно было  остановиться, достать хренечку и замкнуть проводочки), из кондея не дуло. Юру два раза вырвало из-за серпантина (водитель ехал очень неровно, резко тормозил, резко ускорялся), что не добавило ей счастья. Дети устали.

Мне понравилось. Мне было все равно, что в машине работает (лишь бы тормоза). Нас, слава богу, не тошнило, мне не хотелось сидеть весь день в Горонтало, чтобы поспать в автобусе. Меня радовала перспектива лечь спать на кровать. Дети не так уж и сходили с ума. К тому же большую часть времени был свободен третий ряд сидений, где и жили мои дети временами.

Выводы: машину нужно проверять тщательнее, хотя бы уточнять заранее работоспособность кондея и наличие ремней, если вы хотите. Проехать около 8 часов в машине с детьми вполне можно, но к концу они, конечно, устанут. Отель лучше выбрать заранее, ибо после 8-9 часов в авто еще и отель искать очень не в кассу.

Вообще дорога Горонтало – Манадо мне показалась очень красивой. Виды на море, холмы, деревни… Все аккуратное, чистое. Везде кресты! Едешь, а вдоль дороги навешаны и наставлены красные кресты. Все украшено. Народ из деревень выходит на трассу, сует вам в окно мусорную корзину или миску какую, типа бабло просят. Песни-пляски. Постепенно мы прочитали надписи на крестах: Selamat Paskah. Счастливой Пасхи! Вот оно что. Кстати, по всей дороге знаки – обозначение населенных пунктов, что ли? Мусульманский или христианский. Или это были значки «здесь мечеть» и «здесь церковь»… У мусульман тишина, у христиан — гулянка.

Когда Юре стало плохо во второй раз, мы остановились как раз в христианской деревне. Народ побежал за водой отмывать пострадавших, остальные играли с моими детьми, все хором постоянно говорили нам всем «спасибо», мы фоткали, они фоткали и позировали, параллельно суя помойки в окна всего проезжающего транспорта, кто-то в матюгальник вещал (тетенька на автобусной остановке сидит с микрофоном и комментирует типа «а вот мимо проезжает красная пожарная машина, удачи ее водителю и всех благ», про нас тоже говорили, это мы поняли). Просто феерия! Что-то от Кустурицы :)

Кстати, и северный Сулавеси поразил цивилизованностью и аккуратностью, как и тот, что южнее Ампаны: домики чистые, вдоль улиц цветы и прочие украшения. Как-то благородненько. Явно украшают и убирают для души, для себя. При этом совершенно не понятно впоследствии, какого ж хрена в море столько мусора вокруг Манадо.

Водитель явно нервничал, что приходится делать незапланированные остановки и торопил, но при виде рамбутанов сам остановил, предложил купить, метнулся, организовал. Притормаживал, когда мы фотики наизготовку делали. Ничего, хороший водитель.

Из Горонтало мы выехали таким составом: водитель, тетка на переднем сидении (по тарифу 150 000), мы на среднем сиденье на трех местах (типа я с Грихой, Катя с Юрой, Алиса на своем месте сама по тарифу 125 000 с человека), третий ряд на 3 человек свободен (места по 100 000). Долго так и ехали, Гриха сзади поспал, Алиса послушала сказки, потом Гриха у меня сидел, а Лиса там спала сама сзади. Часа 3 хорошо ехали. Потом назад подсадили троих, халява прикрылась, но часа через 2 они свалили. Дети посмотрели сзади кучу мультиков, и еще несколько человек сели сзади. Потом постепенно все вышли, и мы оказались в Манадо. В итоге больше половины пути в нашем распоряжении был весь третий ряд сидений. Хорошо.

Отель мы выбрали по Лонли Планет – типа самый приличный, судя по описанию, из бюджетных. Hotel Wisata. По прибытию обнаружили, что стоит он кучу денег, стандартных номеров нет, супериор страшен, делюкс дорог (номер с 1 кроватью 260 000). Зато вай-фай на ресепшн. Посмотрели в интернете отели в Манадо и поехали в Istanaku Guesthouse. Там я поселилась в стандартный номер за 200 000 с завтраком, Катя в улучшенный за 235 000 с завтраком. Но если Висата была страшна, то Истанаку был просто прекрасен, при этом стоили они фактически одинаково (Истанаку даже подешевле). Если уж платить деньги, то за качество. Мы хотели горячую воду и вай-фай. Тут было все, а еще телевизор с Cartoon Networks и HBO, а на завтрак тосты с джемом. Нам понравилось в Истанаку. Да, он стоит дороже, чем я обычно останавливаюсь в Азии (все ж за жилье я предпочитаю платить около 100 000, если питание не включено). Но это большой город, а в городе приятно иметь кусочек жилплощади, на которую можно сбежать от жары и шума. Удобно, когда интернет в кровати ночью. Удобно, когда дети смотрят мультики по телику, пока ты выбираешь себе авиабилеты. Когда можно постирать белье и отмокнуть в горячей воде.

Вообще Манадо поразил – куча торговых центров, трафик, оживляж. Прям мегаполис, блин. Хотя в целом, он вполне азиатский, этот город. Ничего приятного я в нем не обнаружила кроме нашего геста. Ничего решительно отталкивающего тоже.

Мы сконцентрировались на посещении торговых центров и по итогам выбрали остновным местом дислокации Megamall. Поели, на третьем этаже игровая комната за 18 000 с ребенка (дети тусили подолгу, я шла есть, работники приносили мне детей на фудкорт, если те уставали играть). Закупили полезных предметов: кофе в пакетиках, свечки, фонарики, предметы гигиены себе и детям, мазь от комаров, а также спрей от тараканов, некоторое количество снеков типа печенья, хлопья, яблоки. Купили бешеное количество игрушек, которые, впрочем, относительно быстро подходят к концу.

На такси по городу передвигаться удобно: 20 000 за посадку, мы ни разу не накатали на большее. Но надо звать Bluebird с метром, то есть звонить им и вызывать. Те, что без метра, хотят больше денег. По городу просто так такси на улице практически не найдешь. Если только повезет у молла какого.

Можно ездить на общественных маршрутках (микролетах), 2000 за 1 место по городу. Или снимать их для себя, тогда это такси. Они хотели  из порта до Мегамолла 50 000, мы дали 25 000. У них 7 мест, так что за прогон с пассажирами – 14 000.  Да, пассажиры входят и выходят, но  пассажиров у них не много. Мы же даем сразу больше, так что их устраивает.

Мы то ходили пешком (особенно запомнился поиск гостиницы без визитки и путеводителя, когда мы забыли название гостиницы и улицы), то ездили на такси (Bluebird), то на общественном микролете, периодически используя его как личное такси.

Общественные микролеты снаружи кажутся просто типа маршрутками. А внутри – то ли бар, то ли клуб: музон, все светится, моргает и мигает, приборная панель практически всегда застелена чем-то меховым, на переднем стекле какие-то плюшевые амулеты. Детям понравилось, чего.

Съездили поесть в рыбные варунги возле Bahu Mall. Не очень впечатлилась.

В остальном старались лежать перед телевизором с интернетом у себя в Истанаку. Под горячей водой поотмокать в преддверии очередной нецивилизации.

Ну, и основная задача в  Манадо: нужно было купить билеты из него.

Я, наконец, решила делать нормальный официальный виза-ран через Куалу Лумпур. Дешевле всего вылететь и влететь через Малайзию и Сингапур. С Сингапуром немного стремно, потому что там дают транзитную визу, если у тебя транзит, и если заметят, что ты опять летишь в Индонезию, может быть неприятно. Бывали случаи. И, учитывая то, что смотреть я ничего в Синге больше не хочу, я остановилась на Малайзии. Дешевле всего – Куала Лумпур.

Варианты из Манадо в Куалу: перелет с пересадкой в Макассаре, в Джакарте и в Сурабайе. Из Макассара  в Куалулетает Airasia, цены сейчас огромны (под 150 долларов за билет). До Сурабайи дешев Lionair. Он же выдает хороший тариф на перелет Манадо – Куала с пересадкой в Джакарте: по удачным дням 100 долларов, на нужное нам время – 130. Остальные комбинации разных авиакомпаний ничего более выгодного не дали. По ценам было то же, по времени рейсов ничего толкового не выходило. Наш вариант стартует в 6 утра и в 14:40 мы в Куале, то есть успеваем сесть в тот же день на рейс Airasia на Бали. Стоит этот обратный перелет Куала — Бали сейчас нереальные 112 долларов с человека, но выгоднее ничего не нашлось. Из Синга так же, lionair из Куалы на Бали на 20 долларов дешевле эйразии, но по времени вылета неудобно. В итоге те же деньги потрачу на дорогу и отель в Куале. Нет, хочется 22-го стартовать из Манадо, и этой же ночью лечь в постель на Бали :)

 

Комментарии:


Добавить комментарий