Длинный, длинный Палаван: а пляжи где?

Прошло уже больше полугода, а я так и не завершила очередное эпохальное описание зимовка-трипа, не разобрала и не обработала фото, и даже уже не помню точно, как оно было. А было-то совсем не плохо. Посему продолжим. В кратце, ибо подробностей не помню :(. Для начала напомню о содержании предыдущих серий:

Мы прилетели на три дня в Гонконг через Дубаи. Из трех дней провели один в Макао (че на месте сидеть). Затем совершили ночной мега-перелет до Палавана с пересадкой в Себу, где дети спали вверх ногами на чемоданах. Вот тут чуть более структуризовано:

Инсталайф – первый пост-анонс зимне-весенней поездки в ЮВА

Еще на затравку: детективчик на тему необитаемого острова

Очередные полтора месяца в ЮВА: зимовка в Азии 2013, итоги

Перелет с ребенками в Гонконг: прямых путей, как водится, не ищем

Вас, может быть, съедят. Но не сегодня / Где остановиться в Гонконге

Прогулки с детьми по Гонконгу: краткий и субъективный обзор, что to do и где must see

Фото-дополнение по Гонконгу: толпы народа, серые небоскребы, магазины-магазины

Колониальный сосед Гонконга: Макао

Один мой день: между странами (это о последнем перелете)

Итак, судя по имеющимся заметкам, мы добрались до Филиппин. А именно – до Палавана. На Палаван мы хотели, потому что интернет называет его самым диким, красивым, не испорченным туристами. В общем, раем, сказкой и сущей прелестью в одном флаконе.

Честно говоря, остров немного разочаровал (да, вот так сразу, без затравки). То есть он не плох, но лететь на него по стандартной цене билета в 100-150$ мне показалось бы несправедливым.

Первые пару дней мы проявляли полное раздолбайство в окрестностях Пуэрто Принцесы. Съездили на единственный пляж этого городка (поняли, что пляж — это не всегда пляж в нашем понимании этого слова), проспали все следующее утро, взяли мопеды (мопеды на Флиппинах стоят каких-то ломовых денег, не по 3-5 баксов, как в Тае)  и опоздали на последнюю лодку в Хонда Бэй. В заливе имени Хонды чуть севернее Пуэрто Принцесы есть острова, типа локальное баунти. Вот там-то и можно купаться. Вообще-то мы на них хотели, но опоздав, решили не грустить и зависли на пляжу где-то между ПП и местом опоздания на лодку, легли на песок и приступили к планированию. Чего мы хотели от Палавана? Давайте читать путеводитель!

Смотрим на лодки, которые не поедут по Хонда Бэй:

Вот тут сидим, читаем:

Итак, на юг от Принцесы есть пещера. Ехать часа 4, на месте  можно по этой пещере прогуляться. Лонли Планет не сумел нас убедить в целесообразности данного мероприятия. Еще в тех же краях, но поюжнее, есть гора, на которую можно долго лезть. Наверное, там хорошая природа, но с утяжелением в лице (вернее в целой тушке) Григория я гору не возжелала. Вообще, задумка была дать детям наплаваться и насидеться в море, коли уж тут так все расчудесно. Так что пещеру и гору послали подальше.

В разрезе «накупаться» подробное прочтение путеводителя сообщило вот что.

1. Можно купаться на островах Хонда Бэй (для этого нужно не опоздать на лодку и ее оплатить). Это там, где мы есть.

2. Купаться распрекрасно в окрестностях Эль Нидо, но тоже не «с земли», а брать лодку на острова. Или селиться на одном из островов за миллионы денег в шикарном отеле. Кстати, до Эль Нидо еще нужно долго ехать. Гляньте на карту Палавана: сосиска сосиской! И это на самом севере.

3. И еще есть пара пляжей на западном берегу острова: в Сабанге, там где Подземная река, называемая кем-то чудом света. Это от нас в сторону Эль Нидо.

4. И в Порт Бартоне. Это еще севернее в сторону Эль Нидо.

Пытаемся рассчитать дни. Подземную реку хотим, это хайлайт всех Филиппин. Плюем на дальнюю дорогу и решаем хотеть Эль Нидо с его островами, обещающими оказаться куда  привлекательнее Хонда Бэя.

Ну, что же, купаемся где лежим (вернее, ходим по колено в воде), заезжаем в огромный гипермаркет (кто бы мог подумать, что в каком-то Пуэрто Принцесе, на краю ничего, среди грязных улиц, можно найти дорогие магазины, шикарный супермаркет и прочие признаки цивилизации!), добираемся до отеля и ждем утра.

Дети устали:

С утра на автовокзале грузимся в зеленый грузовик. Это автобус в Сабанг. Чезвычайно колоритная штука.

Какие-то 3-4 часа пути, и мы добрались. Да, мы, конечно, опять проспали, поэтому приехали часа в 3 дня. Сегодня  лодки уже все ушли, выбираем гест, селимся. Какой-то мальчик пытается доказать, что просто купить билет на лодку нельзя, и нам нужно комплексно отовариться на полторы тыщи песо лично у него. Мальчик идет лесом. Билеты покупаются на причале, в специальном офисе, никто для этого ненужен, — и мы знаем об этом. Стоят где-то в диапазоне 300-600 денег, то есть мальчик хочет в три раза нас надуть.

Кстати, билеты на лодку в пещеру St Paul Subterranean River National Park заказывают сильно заранее, там лимит на количество людей в день и на завтра все разобрано. В нашем отеле обещают помочь, но в итоге ничего кроме «пошли-спросили-говорят ничего нет» так и не сделали.

Ретроспективно могу заявить, что пляж  Сабанга оказался очень приятным. Да, на далеких островах Эль Нидо было тоже ничего в смысле намного лучше, но каждый день не наплаваешься на дорогущей лодке в толпе туристов. А тут было не глубоко, чисто и песчано.  В общем, вторую половину дня мы провели у воды. Первую половину следующего тоже.

Наш прекрасный гест Green Verde, единственный по ощущениям милый и не зажравшийся от наплыва туристов.

С билетами вышло странно. С утра билетов не появилось, и нам никто ничего не обещал. На второй мой поход с младенцем Григорием на руках в офис (а там с раннего утра невероятные толпы отплывающего народа, так что до сотрудников вообще не доберешься) мне было сказано, что приходите после двух. Типа к двум становится ясно, кто из забронировавших билет сегодня не прибудет. И обычно можно плыть. Что нам оставалось? Мы купались.

Вернее, сначала мы жутко бесились и не понимали, кинут нас или продадут билет. Ничего внятного нам не объясняли, они там все замученные туристами, времени на меня дражайшую ни у кого нет. Постепенно методом «думали-гадали» с элементами «матерились» осознали, почему приходить после 14:00 (что основной поток уплывет, и лишние билеты продадут нам, — так и вышло).

В два места были, с честными ценами, лодка персональная – только на нас с Катей и троих наших детей. Нервно, но в итоге удачно.

Сначала довольно продолжительная поездка на лодке. Вокруг красиво, море прозрачное, детям нравится. Потом выгрузка туристов и перегрузка в маленькие лодочки по 10 человек примерно. Уже на них плывем в пещеру. Да, пещера огромна, да, в ней течет подземная река, да, там сотни летучих мышей и загадочных видов формации. Проблема лишь одна – всего этого почти не видно. Фонарь светит тускло, «фонарщик» светит не туда, в общем – организация не идеальна, увы. Дети сначала сказали, что не хотят в темноту, потом решили слегка (но тихо) испугаться, потом и вовсе заскучали. В общем, не очень прокатило как детское развлечение :)

Потом созерцание пасущихся у места смены лодок варанов и путь обратно на первой лодке. В целом, здорово, красиво, весело, не дорого. Но чудо света… Но чтоб специально ради этого  на Палаван… Ну, не знаю…

Большая кучка фото с примечаниями из Сабанга — здесь.

Далее наш путь лежит в Эль Нидо. Ехать туда часов 6-7. Тратить световой день жалко. Изначально план был таков: с утра пещера, в обед садимся на автобус в Эль Нидо. Но все автобусы теперь ушли. Попытки договориться с транспортными дядечками, чтобы нас вывезли на нужную трассу (типа на такси) ни к чему не приводят:  они заламывают невероятных денег. Времени около 16:00, дети хотят спать. Катя злится и спрашивает какого-то мужика, лежащего под микроавтобусом, не желает ли он поехать в Пуэрто Принцесу (нам нужно ехать в том направлении до пересечения с трассой). Мужик вылезает из-под автобуса, говорит что желает и возьмет нас совершенно бесплатно в свой новый кондиционированный автомобиль. Хочется радостно скакать, махать руками и показывать язык наглым таксистам. Вместо этого бегом перетаскиваем чемоданы, рюкзаки, коляски, остатки манго, детские игрушки и надувные круги в машину, под которой по-прежнему лежит мужик.

Дети по дороге выспались, в пункте пересадки мы тупо отмахивали все, что едет, несмотря на уверения местных, что машем мы не вовремя. В итоге мы всех своим упорством так достали, что нас куда-то посадили. Изначально водитель совсем нас не жаждал и вообще утверждал что в Эль Нидо не едет. В итоге же этот самый автобус нас до самог Эль Нидо и довез. Что там была за проблема изначально — не поняли. Доехали хорошо.

Эль Нидо – это дорогая и вкусная европейская еда, дорогое и не всегда качественное жилье, загаженный зелеными водорослями пляж (вернее, порт) и куча народу, жаждущего отвезти тебя на лодке на острова. Есть 4 маршрута, A,B,C,D. Все толкают А, мы хотим С. Ехать нужно большой компанией, то есть агентства собирают много народа на одну лодку.

Утро, кофе, блинчики. Лодки по маршруту С нет, сообщают нам. Есть только А, поплывете на А? Гонят, — решаем мы и просим вернуть деньги. Лодка по маршруту С тут же появляется, плывем.

Маршрут «С» далекий. Это около 6 остановок на разных островах. Заброшенный отель с нереальными видами. Идеальный песчаный пляж. Другой пляж. Не помню что еще… В общем, запомнилась мне только одна остановка. Пещера, в которую нужно вплывать. У пещеры нет крыши, это как каменный сосуд, наполненный водой и с пляжиком внутри. Вплывать нужно через довольно узкую дырку в стенке сосуда, слава богу, совсем под воду нырять не нужно. Я тащила за собой одного из детей в нарукавниках, филиппинец-водитель – второго. Собственно, двоих одновременно я затащить не могла. Затаскивать по очереди стремно – второго-то нужно оставить в открытом море. В общем, я рада была помощи, детям понравилось, ничего они не боятся, рыбок посмотрели по дороге. В щели, через которую мы вплывали (она наверху узкая, а внизу, под водой уходит куда-то в бесконечность и расширяется) плавали целые стаи рыб. Там, под ногами. И медузы. Стада рыбок в бесконечно глубокой пещере. Странно, почему не кружится голова. По идее, эффект будто смотришь с высоты в пропасть.

Вернулись мы поздно вечером. Какие планы? Мы можем провести еще день в Эль Нидо. То есть сплавать еще по одному маршруту. Но нам надоело сидеть в лодке и жариться на солнце. Да и пляжи друг от друга не сильно отличаются. А на суше делать нечего. Ну его, этот Эль Нидо, — решаем мы.

Много фотографий из Эль-Нидо с пояснениями — тут.

Выспимся (а то что-то рано встаем последнее время, не порядок), позавтракаем и рванем (после обеда как раз) в Принцесу. На микроавтобусе. Просто автобусы у них какие-то некомфортабельные на вид. Микро лучше. Купили 4 места в заднем ряду. Многочасовой переезд прошел под мультики, детский сон и остатки черносмородинового ликера Crème de Cassis. Нормально прошел переезд.

В общем, проехали мы половину длинного Палавана в итоге туда и обратно :) Оба посещенных места нам, в целом, понравились, хотя посоветовать ехать на Палаван я не могу. Если по 15$ за билет, как у нас было, – можно. Там есть, где полазать. Гора та же, пещера. Но расстояния немаленькие. Дороги очень пыльные. Без детей и ограничения по времени ничего так, прикольно. С детьми немного лениво ради прогулки по пещере тащиться много часов в автобусе.

Привет, Палаван, мы полетели дальше!

*** В общем, Палаван задумывался как местечко, где будет хорошо и спокойно детям. В итоге он вышел несколько сумбурным, с диким количеством переездов. Мне даже в голову не могло прийти в Москве, что мы ломанемся до Эль Нидо с тремя младенцами. Но никакого негатива в связи с этим в памяти не осело — видимо, вышло нормально. Только по приезду в Эль Нидо детям стало уже очень хреново, вот, вспомнила. Тот переезд длинным был, и приехали уже в ночь. Поэтому поселились в дорогой шикарный номер. Зато кайф ловили две ночи :)

7 comments to Длинный, длинный Палаван: а пляжи где?

• Если бы вы потратили хоть немного времени на подготовку к путешествию на Палаван, то ваш трип был бы более комфортным.

В инете уже все подробно расписано и про то, во сколько лодки уходят из Хонда Бей, и про то, что на Зачарованную реку нужно получать заранее пермит в офисе Пуэрто Принцессы (это персональное разрешение для каждого туриста на посещение пещер, без него на лодку не сажают). И про то, что в Эль Нидо кроме островов (кстати, тур А тоже неплох) есть еще водопады и горячие источники. Кстати, если арендовать лодку в небольшой агентстве на выезде из Эль Нидо, то в тур поедете не с 20 попутчиками, а впятером-вшестером.

И кстати,билеты на Палаван обычно стоят не более 30 долларов. 100-150 — это прямой рейс Манила-Эль Нидо на маленьком самолетике небюджетной авиакомпании.

Ну да ладно, вы то свои выводы об острове уже сделали. Пяти дней галопом по Европам хватило, чтобы написать «не буду советовать»… ))

• api

забавно, но совсем не нужно тратить время на подготовку, это все написано в лонли планете :) читаешь прям по дороге.
      мы знали, как и во сколько идут лодки в хонда бэй. но отказывать себе в спокойном сне и завтраке совсем не хотелось. понадеялись, что может чего-нибудь еще пойдет. ну, не пошло и ладно — для нас главное в тот день было покататься на байках. хонда была просто целью.

пермиты покупаются на месте, что мы и сделали. единственное, с чем мы лоханулись, это что нужно было накануне все же зайти в офис. он работает до 3 или 4, мы бы как раз успели. но очень хотелось для начала поселиться. а с 5-6 попутчиками — это в смысле уже по самой пещере? там вообще все лодки при нас одинаково наполнялись. но может просто никто об этом не знает…

в эль нидо есть горячие источники, но я же не должна от этого на них хотеть :) как и на водопады, к которым я глубоко равнодушна :) водопад и горячий источник — это такие стандартные моменты, которые есть почти везде, где ну совсем нечем больше заняться. в эль нидо, слава богу, можно на острова все же съездить. тур А должен быть неплох, да и в B и D мы нашли то, на что с удовольствием посмотрели бы. но оптимально было бы провести в эль нидо хотя бы неделю тогда, чтоб не каждый день плавать. За день с С дети устали от лодки, второй такой день им бы радости не доставил. да и смотреть на пляжи и скалы (которые красивые, но все же достаточно одинаковые) не очень хотелось.

еще немного смущает цена на аренду байков на филиппинах. обычно в азии берешь байк и то по окрестностям ездишь, то купаешься. а тут выходило, что байки дороговаты, в окрестностях нет ничего, куда мне хочется поехать, местный пляж изгажен лодками (я так поняла, водоросли там эти от лодок и выливающегося топлива, нет?). и как-то впадаешь в непонимание, как проводить время между боат-трипами. были бы мы без детей, — пофиг, в целом. понравились бы нам острова до одури — тоже пофиг, дети бы потерпели. но так как ни одно из условий не соблюлось, не жалея, поехали обратно.

про билеты я точно не помню, что и откуда у нас там было. помню, что очень долго искали пути, как за нормальные деньги попасть на палаван. и было сложно, взяли последние места по этой акции из себу. сейчас посмотрела — там даже на ближайшее время есть нормальные тарифы. почему в тот момент почти не было нормальных цен, не знаю. просто мне стоимость была принципиальна (при двух детях), и я хорошо помню те суммы, которые выходили без этих промо-билетов. если всегда можно за 30 улететь — это здорово. за 30 хорошо летать.

было бы здорово опять же взять байк и по острову покататься. но дистанции великоваты (опять же применительно к нашей ситуации по наличию детей) и ближе к эль нидо что-то жуткое было с дорогой — будто едешь по мешку пыли. даже в нашей маршрутке все внутри ей забилось. мне в разы ближе оказался бохоль, — вот там я бы жить осталась надолго, там мне понятно, как приятно путешествовать и радоваться происходящему. палаван просто не мой.

• Я бы тоже не каждому советовал ехать на Палаван.
        Сам несколько месяцев путешествовал по Филиппинам и именно Эль Нидо было тем местом, где ходят толпы русскоговорящих туристов, хотя на мой взгляд, на Филиппинах есть места поинтереснее, и до которых намного проще доехать (тот же Бохол и Себу). Это говорит о том, что это место очень однобоко описано в русскоязычном интернете. Большинство блогеров восхищаются красотой туров, не расскрывая при этом полную картину самого Эль Нидо.
        Тот же Лонли Пленет пишет о том, что Палаван — это островок джунглей на Филиппинах. Возможно, но после Таиланда, Малайзии и Индонезии — не впечатляет.

В Эль-Нибо можно (нужно) ехать в отпуск: там одни из лучших мест для дайвинга, там безупречно чистая вода, красивые скалы, и …

Но с бюджетными путешественниками не всё так однозначно. Город сам по себе очень небольшой, вкусных недорогих кафе очень немного,свет отключают до 14 часов, каждый день на туры не поездишь и если надоест, то уехать куда-то дальше не так и просто.

Я был с 2 друзьями в Эль-Нидо и благодаря одному семейному отёлю (точнее его хозяевам) были закрыты глаза на все минусы Эль Нидо)))

• Надежда

Я отметила в Эль-Нидо очередной ДР! Было потрясающе, мы сняли лодку 2 взрослых + 2 ребенка, по собственному маршруту (выбрали точки из предлагаемых A,B,C,D). Нам накрыли отличный праздничный стол, бутылочка рома и куча впечатлений оставили только лучшие воспоминания. Конечно были напряги со светом, утром вырубали, в 12 включали, но нас это сильно не парило. Еда хот и вкусная, но дорогая, в магазине фигня разная, а дети требовали молока и т.д
    В подземной реке действительно темновато, но интересно. Пермиты мы сделали за день, правда там такой «совок», один пишет, второй проверяет, третий делает вид что работает, из-за этого очередь не на 15 минут.
    Пляж для нас тоже стал малоприятной неожиданностью. Зато филиппинцы веселые и очень комфортные люди!

• api

ооо стол должен был быть прекрасен ))0 нас такой офигенной рыбой кормили во время поездки в эль нидо! и к филиппинцам никаких претензий. разве что жилье могли б и подешевле предлагать :(

работают на пермитах примечательно, да. с такими амбарными книгами )) но после того, как я как-то потратила около полутора часов в индии на то, чтобы поменять на рупии 50 баксов, меня это уже не сильно удивляет :)

• Надежда

Ооооо, Индия!!!!!!! Это отдельная тема, страна, которая взрывает мозг и заставляет задуматься, особенно, когда путешествуешь один по Варанаси ;)

• api

зато что бы впоследствии с тобой ни происходило,можно просто философски пожимать печами «ну, хоть не как в индии» :) полезная страна ))