Архыз-2010 и 4 грудничка

Хочу поделиться отчетом о прошлогоднем путешествии в горы с грудными детьми.

Когда в мае 2009 мы узнали, что ждем Мишку, я, грешным делом, мысленно поставила жирный крестик на горном сезоне-2010. Но опыт первых поездок вселил в нас некую уверенность, и уже в начале лета мы запланировали на август поездку в Архыз дней на пять — понятно, что без активного хождения и перевалов, но все равно — в горы. Компания подобралась знатная — Дэн и Анечка с сыном Сергеем, абсолютным ровесником Мишки (тоже 24 января родился), а также Саня и Ира с тремя детьми — старшей Катей (2,5 года) и близнецами Глебом и Женей (10 месяцев).

Чем прекрасна большая машина — не нужно мучительно соображать, какие вещи тебе действительно нужны, а какими надо пожертвовать, чтоб впихнуть невпихуемое. Рюкзаки, палатка, спальники, полиуретановые коврики, котлы, газ и газовые горелки, тент, для сна мы взяли еще и надувной матрас.

Ну и Мишкины вещи — набор памперсов, влажных салфеток, сменной одежды и игрушек. Из детских лекарств я взяла только жаропонижающее и смекту — потому что ежу было ясно, что в случае первых признаков заболевания младенца мы будем спешно драпать назад, в цивилизацию. Очередной реверанс в сторону ГВ — конечно же, никаких бутылочек и смесей не надо (да и немыслимо это — готовить все это счастье в полевых условиях). Ну, и разумеется, слинг.

16 августа

Выехали в семь утра. Михель сладко продрых в машине до Псебая, где мы сделали остановку на размяться, покормиться и сменить памперс. Дальше спать он отказался, и я развлекала его во что горазда — песенками, игрушками, питьем. Мишка держался молодцом, почти не капризничал, а к границе Карачаево-Черкесии снова задремал. На посту нас остановили для досмотра, и нашей психике был нанесен серьезный удар — мы увидели Идеального Сотрудника ГАИ (небрежное «гаишник» про этого человека написать пальцы не поворачиваются).

Представился. Заглянул в машину, поздоровался со мной. Увидев спящего ребенка, понизил голос:»отдыхать едете? в Архыз? Красивейшие места, сам с семьей выезжаю. Вам обязательно понравится!» Славе: «Не могли бы вы открыть багажник? Простая формальность. Спасибо. Счастливого пути и будьте внимательны — дальше плохое покрытие на дороге. Всего доброго, приятного отдыха!» При всем этом в его вежливости не было ни грамма натужности или показушности; от него веяло спокойствием, уверенностью, доброжелательностью и порядочностью — не слишком часто мы ассоциируем эти слова с сотрудником дорожной инспекции, правда?

Вправив вывихнутые когнитивным диссонансом челюсти, мы продолжили путь. К полудню мы въехали в поселок Архыз, где и соединились с остальными участниками экспедиции. Светило солнце и все живое радовалось — а мы лопали хычины, запивая безалкогольным, и соображали, как нам удобнее оформить пропуска в погранзону, коей район нашего пребывания является.

Тут неожиданно ударил сильнейший ливень. Мы час проторчали в машинах возле погранзаставы, и выяснилось, что пропуска будут готовы завтра. А пока решено было перебазироваться в район слияния Пшиша и Белой на Хычинную поляну, где и заночевать.

Хычинная поляна представляет собой стихийный кемпинг вдоль реки. Тут же разбиты палатки торговцев шашлыками, хычинами, носками и прочими полезными в хозяйстве вещами, работает конный прокат. Засрано место до невозможности; мусор, похоже, не вывозится, или это делается крайне редко; сортиры, представляющие собой загородку над выгребной ямой, просто ужасают неподготовленного. В общем, не так себе представляешь отдых на лоне первозданных красот Кавказа. Но нам нужно было дождаться пропусков.

Под дождем установили палатки, натянули над костром тент. Ни следа аномальной жары — температура едва ли была выше 14 градусов.

Часам к пяти развиднелось.

Навпечатлявшийся за день Михель был непривычно тих, но в целом движняк одобрял. Дети немного поиграли на ковриках и с наступлением темноты отправились укладываться спать. На ночь я одела на Михеля два комбеза — хб и флисовый, носки, шапку, укрыла одеялом и спальником — вроде, не должен замерзнуть. Немного посидела возле костра, и когда проснувшийся младенец дал знать хныканьем из палатки о необходимости дозаправки, ушла спать.

17 августа

Ночью мы, разумеется, не замерзли -все-таки спальники рассчитаны на зимнюю эксплуатацию.

Утро выдалось сырым и туманным, и несмотря на пробивающие тучи солнечные лучи было ясней ясного, что день опять будет мокрым. Слава с Дэном поехали за пропуском, дети тусили в палатке. Их вообще ничто не смущало — ни погодные перспективы, ни отсутствие централизованного горячего водоснабжения, ни явная окружающая антисанитария.

Но вот пропуска на руках, и наша кавалькада движется вверх по долине. Вообще, с одной стороны, конечно, отрадно видеть, как активный отдых охватывает все более и более широкие слои населения нашей необъятной родины; но с другой стороны, ранее практически безлюдная долина Пшиша теперь обжита на протяжении многих километров — вдоль реки множество оборудованных кострищами, столами и даже баньками стоянок — и практически все они заняты. Нам пришлось далеко забираться в поисках уединения))

Наконец, место, отвечающее нашим высоким культурным запросам, найдено. У самой реки, с видом на вершину одноименного реке Пшиша и малинником за палаткой.

До самого вечера мы обустраиваем лагерь, заготавливаем дрова, разбираем продукты.

18 августа

Первый день с хорошей погодой. По лагерю растянуты веревочки, на которых сушатся многочисленные вещи.
Мы с Иркой выбираемся погулять в лес на предмет посмотреть грибов, но судя по заезжающим с утра машинам, ловить нечего.

Вот за что я люблю РПГ типа «Обливиона» и «Готики» — чертовски развивают наблюдательность. Идешь по лесу — и только глазами зырк-зырк во все стороны: ага, костяничка. Ага, земляничка. О, зверобоя кустик. Принюхаешься — где-то тут чабрец должен быть.
Ягоды-то в рот в основном собираешь, мало их. Но всегда я возвращаюсь с полными карманами разных чайных трав — тут тебе и смородины листья, и душица, и мята, и донник, и кипрей — да не сочтешь всего! Главное, чтоб народ согласился все это в котелок с заваркой пихать)))

Народ блаженствует на солнышке. Детей собрали на коврике — Серега с Михой пока не ползают, а вот за близнецами глаз да глаз — расползаются во все стороны крайне шустро.
В бытовом плане все устраивается как-то неожиданно просто: на костре всегда висит котел с горячей водой для мытья поп; спит ребенок на свежем воздухе крепчайше, еда всегда с собой — свежая и нужной температуры. Ну и плюс педприкорм в виде копченого сыра, сушек, картошки с мясом и проч.

Вечер выдался томный — гитара, звезды, душевные разговоры.

19 августа

Денек прямо жаркий. Мы втроем уходим в лес по грибы — по идее, мы долны догнать ушедшего раньше Дэна, но мы так и не встретились. Выперлись вверх на отрог, неожиданно вляпались в болото. Миху несу в эргорюкзаке за спиной. Еще час блужданий по бурелому — и мы выпадаем обратно на дорогу. Набираем грибов — в основном подосиновики, сыроежки, немного белых. Миха пересаживается в слинг на бедро, периодически засыпает. В какой-то момент оказывается, что ему срочно нужно сменить памперс. Меняем, подмыв попу тут же в притоке реки — али Миха не сын туристов?

До вечера обрабатываем добытое, готовим гречку с грибами. Завтра, увы, домой.

20 августа

Собираем лагерь — детей, чтоб не путались под ногами, усаживаем в палатку без тента — их отлично видно, и никуда не денутся. Погода до обидного прекрасна — жаль первых трех дней с перманентным дождичком. Делаем остановку в Архызе; я покупаю прекраснейшую, огромную шаль, серо-белую, как оперение птицы, за 10$.

Домой!..

До границы края Миха ведет себя молодцом. Смешно, что на посту нас досматривает тот же Идеальный Сотрудник ГАИ — по-прежнему безупречно вежлив и доброжелателен. Посмотрел на Миху в автокресле, умилился «Как приятно видеть, что родители заботятся о безопасности. Молодцы!»

Дальше уставший младенец начинает жечь напалмом, и три часа до дома сливаются в тягучий кошмар, наполненный песнями и плясками в моем исполнении и ором — в Михином. Остановки ничего не дают — ребенок просто устал. И уже под Краснодаром я беру его на руки, где он и засыпает. Ай, как нехорошо.

Резюме.

Грудничок в палатке — это не только реально, но и довольно просто. Особенно, пока он неходячий. Из ошибок, сделанных нами за поездку, я могу назвать малое количество теплой одежды (приходилось одевать в несколько слоев); но с другой стороны, не зимний же комбез было тащить? А средне-теплой непромокаемой одежки на таких малявок я и не видела. Ну и лагерь хорошо бы ставить подальше от речки — пока дите спит, случается пять-шесть ложных тревог — в шуме горной реки запросто можно «услышать» рёв проснувшегося младенца.
С утра и до полудня ребенок гораздо лучше переносит поездку, чем после обеда. Тоже стоит учитывать при выезде. И закладывать на время в пути всяческие «остановки по требованию» — средняя ваша скорость будет вряд ли больше 50 км в час.

Бодрствующий ребенок отнимает все время одного человека. Таким образом, все житейско-походные хлопоты ложатся на второго. С этим надо смириться и учитывать это обстоятельство — в том числе, планируя время остановки на ночлег.

Комаров НЕ БЫЛО. ГВ — рулит.